«Если основатель не может покинуть компанию, значит, она беспомощна,» — заявил перед своим уходом из Alibaba ее основатель Джек Ма. Весной 2013 года Ма ушел с поста гендиректора, чтобы заняться благотворительностью и экологией своей страны.

Сегодня интернет-холдинг Alibaba Group (чтобы вы понимали масштаб) — это 2% ВВП Китая и 71% китайского рынка электронной торговли. Продажи Alibaba больше, чем у eBay и Amazon вместе взятых. Корпорации принадлежат онлайн-площадки Taobao, Tmall.com и сервис электронных платежей Alipay.

В истории успеха Alibaba есть одна важная для Китая составляющая.

Как пишут авторы книги «China Wholesale Trader Secrets» Марк Чарлис и Дэвид Нюкасл, Ма удалось создать уникальную бизнес-модель, что для китайского интернет-рынка, живущего в режиме бесперебойного копипаста, — огромное достижение.

В книге приводятся принципы управления бизнесом, изложенные Ма, и его взгляды на будущее интернет-торговли. Вот наиболее яркие из них:

Одни создают пузыри, другие — проекты

«Интернет-рынок как пиво — не может жить без пузырьков. Их должно быть много, и они должны часто лопаться, только в этой среде могут выживать и выплывать качественные модели и проекты. Будь у меня время, я бы сам создавал пузыри, осознавая их скорую смерть, но понимая, что их хлопки будят и предпринимателей, и покупателей. Но пузыри за меня, слава богу, создают другие. Не исключаю, что в будущем корпорации будут сами провоцировать создание пузырей, чтобы оживлять атмосферу на рынке».

Сначала интуиция, потом — правила

«Мудрость в менеджменте – это сочетание интуитивных подходов (для чего мы даже проводим в компании тренинги – как научиться расслабляться, не замечать внешние обстоятельства и доверять только своему внутреннему голосу) и наработанных управленческих правил. Первый шаг — всегда интуиция, второй — правило. Я следую этому принципу много лет и пока не прогадал. Думаю, будущее за мудрыми компаниями, которые следуют только тем правилам, которым сами доверяют».

Будущее за агрегаторами продавцов

«То, что мы привыкли понимать под электронной коммерцией сегодня, – совсем не то, с чем мы столкнемся в будущем. Amazon, eBay, Alibaba (хотя и в меньшей степени) изменятся кардинально. Это будут не агрегаторы товаров, а агрегаторы продавцов. Само понятие «товар» перейдет в другую плоскость – огромную массу товаров будут производить небольшие мануфактуры, ремесленники, частные предприниматели.

Это будет продажа товаров, которых еще нет, которые ждут своей очереди на мини-конвейере или 3D-принтере, персонализированных товаров. Задачей интернет-магазинов будет предоставить торговцам самые удобные каналы для продаж и коммуникаций с потребителями. Я думаю, что в будущем нас ждет тотальное разделение на производителей и продавцов».