«Любой, кто применяет к бизнесу точку зрения
«мы придумаем, как стать прибыльными в будущем», смешон.
Это все равно что начать работу над созданием ракеты
со слов: «Давайте сделаем вид, что гравитации не существует».
“Rework: Бизнес без предрассудков”:

В интернете легче стать популярным, чем прибыльным. Особенно, если речь — об успешном «Free Of Charge» сервисе или сайте: сложней всего убедить платить тех, кто отведал бесплатностей. Но именно это — момент истины для любого проекта: проголосуют пользователи рублем или ногами, определит, сумеет ли интернет-проект перерасти в интернет-бизнес.

Где искать стимуляторы роста? В моделях монетизации. И пускай Запад вам в этом поможет: делюсь позаимствованными у ToWave заморскими практиками.

Freemium модель

Модель Freemium — классика веб-индустрии. Эта модель наиболее опробована и эффективна. Она предусматривает, что клиентам дается бесплатный продукт (например, ПО или игра) с ограниченными набором возможностей. За отдельную плату они получают «недостающий» функционал. Именно так поступает большинство SaaS продуктов.

Модель на пробу

Такая модель работает не для всех продуктов, но она также вполне жизнеспособна. Вначале продукт предлагается бесплатно, так сказать, «на пробу» на ограниченный период. По истечении установленного срока для продолжения работы с продуктом или сервисом пользователь должен перейти на платную модель. Например, компания-разработчик 37 Signals для большинства продуктов использует бесплатный 30-дневный триал-период.

Модель Wikipedia

Суть этой модели — в сборе пожертвований от лояльных пользователей, готовых поддержать материально любимый проект. Многие плагины WordPress, программы и приложения с открытым исходным кодом, а также Wikipedia используют эту модель.

Модель Gillette

Бритвенные станки знаменитой компании продаются по заниженной стоимости, так как главную прибыль ей приносят сменные лезвия. Станок будет бесполезным, если его хозяин не потратится на другой высокодоходный дополнительный продукт от производителя.

  • В интернете можно создать облачный сервис, который позволит бесплатно создавать и редактировать документы, но для того, чтобы скопировать файл на компьютер, предложить оплатить подписку.

Модель открытого кода

Эта модель заключается в предоставлении бесплатного продукта в расчете на получение денег от его поддержки, настройки, кастомизации и установки. Большинство программного обеспечения с открытым исходным кодом работает по этой модели.

Модель платы за превышение

Эта модель подобна Freemium-модели. Пользователям бесплатно предоставляется полноценный продукт, в котором ограничены объемы его использования — например, пространство для хранения данных (как в Dropbox), или количество скачиваний. Чтобы воспользоваться продуктом в меру своих потребностей, клиенту приходится платить.

Модель допродаж

Предложение бесплатного продукта с целью продвижения премиального продукта в том же сегменте. Например, на финансовом веб-сайте может присутствовать бесплатный информационный сервис котировок акций, а за плату предлагаются аналитические отчёты и инструменты финансового планирования.