Коносуке Мацусита (27 ноября 1894 — 27 апреля 1989) — гуру бизнеса XX века, основатель Matsushita Electric, создатель и вдохновитель брендов Panasonic, Technics и National.

Он жил в сложное время и прожил сложную жизнь, стойко снося удары судьбы. Стиль руководства Коносуке Мацуситы — тонкая философия созидания и служения людям: простая и очень мудрая.

Уверенно идя к своей цели, он построил бизнес, превзошедший по прибыльности компании таких лидеров, как Соичиро Хонда, Сэм Уолтон, Акио Морита и Генри Форд.

Как все начиналось?

Мацусита родился в семье торговца рисом. После того, как отец лишился дома и земли из-за неудачной торговли на бирже, семья столкнулась с нуждой и тяготами городской жизни.

Смерть двух братьев и сестры сильно подорвала здоровье Коносуке. Ему было 9 лет, когда он начал работать, а его школой и университетом стала жизнь.

Движимый интересом к электрическому освещению, он в 15 лет поступил на службу в Osaka Electic Light Company. А в 23 года уже открыл свою маленькую фирму «Мацусита Дэнки» по производству электрических розеток и патронов.

У компании был капитал всего в сотню иен (около $48), Мацусита не имел предпринимательского опыта, а его сотрудники — квалификации. От разорения фирму спас заказ Kawakita Electric Company, у которой возникли проблемы с поставкой изоляционных плат.

Не имея своего отдела разработок, Мацусита шел по пути улучшения и удешевления имеющихся на рынке товаров. Он досконально изучал потребности покупателей, делая ставку на гибкость, снижение затрат и расширение ассортимента.

Мацусита вывел свою формулу успеха: товар должен быть на 30% лучше и на 30% дешевле, чем у конкурентов.

Это правило действует в компании и сейчас, вызывая недовольство конкурентов. Так, в Sony компанию Мацуситы называют Manishita, что значит «имитаторы».

От маленького фонарика к большому успеху

Из опыта Генри Форда Мацусита усвоил необходимость расширения спроса за счет массового производства и снижения цен. Компания «Мацусита Дэнки» каждый месяц выпускала новый продукт, но ни один из них не получал массового распространения.

Вскоре такой продукт был найден, его появлению способствовала любовь Мацуситы к велосипедным прогулкам. Самой неудобной деталью велосипеда был осветительный прибор. Чаще всего это была свеча или ацетиленовая лампа — электрические батареи были дороги и недолговечны.

Полгода работы над элементом питания позволили Мацусите создать фонарь, работающий до 50 часов. Этот дешевый и надежный товар должен был стать лидером продаж, но торговцы, не желая рисковать, отказывались его покупать.

Тогда Мацусита придумал хитрый маркетинговый ход: он оставлял фонари в магазинах для ознакомления с условием оплаты по факту реализации. Вскоре продажи составили 2 000 фонарей в месяц.

В 1927 году новая модель велосипедных фонарей вышла под торговой маркой National, а Мацусита стал первым в Японии, кто сделал ставку не на собственное имя, а на бренд.

К этому времени Коносуке Мацусита уже владел 8 заводами, а компания выпускала 20 наименований товаров.

Великая депрессия и рождение Matsushita Electric

В 1929 году в Нью-Йорке рухнула биржа и начался период Великой депрессии. Бизнес Мацуситы переживал тяжелые времена: объем продаж снизился наполовину, а склады были забиты готовой продукцией.

Мацусита сократил производство вдвое, но решил не увольнять сотрудников при условии, что они будут работать полдня, а в оставшееся время распространять товар. Складские излишки были распроданы, и вскоре компания вышла на нормальный уровень производства.

Мацусита считал, что без помощи других людей не сможет добиться собственных целей. И всегда давал это понять каждому, с кем встречался: «Без Вас мы не добьемся успеха».

В связи с успешным преодолением трудного этапа и открывшимися перед компанией новыми горизонтами, Мацусита провозгласил 5 мая 1932 года днем основания Matsushita Electric.

Миссией новой компании стало преодоление бедности и достижение благосостояния. Чуть позже были сформулированы 7 руководящих принципов компании:

  1. Служение обществу.
  2. Добросовестность и честность.
  3. Совместные усилия для достижения общей цели.
  4. Неустанное стремление к совершенству.
  5. Вежливость и скромность.
  6. Согласие с законами природы.
  7. Благодарность за благодеяния.

В компании были введены пятилетние бизнес-планы и созданы подразделения, эффективность которых оценивалась размерами полученной прибыли. А в 1933 году Matsushita Electric одна из первых применила раздельную структуру управления, давшую наглядность результатов и четкое распределение ответственности каждого подразделения.

Послевоенный расцвет

Следующим испытанием для компании стали военные годы, когда она выживала только благодаря военным заказам. После войны дела пошли еще хуже. Американские оккупационные власти хотели разделить концерн на 32 самостоятельные компании.

Matsushita Electric занесли в «черный список», а Коносуке запретили руководить промышленными компаниями. Петиция, которую подписали 15 000 сотрудников его компании, в итоге заставила отменить жесткие санкции.

Стремясь как можно быстрее восстановить позиции компании на рынке, Мацусита начал применять сборочные конвейерные линии, работу которых он наблюдал в компании Toyota.

На рубеже 1950-х годов в компании была создана собственная система разработки новой продукции, и Мацусита организовал совместное предприятие с концерном Philips. Так, В 1952 году появилась Matsushita Electric Industrial.

В 1961 году Коносуке Мацусита решил покинуть пост президента, но экономический кризис середины 60-х годов вернул его к оперативному руководству компанией.

Разрушительное землетрясение в 1964 году принесло компании серьезные потери из-за большого числа запасов на складах. После этого в Matsushita Electric был внедрен принцип производства «точно в срок», обеспечивший эффективное управление запасами.

Мацусита оставался главой компании еще в течение многих лет и вышел в отставку в 1973 году. Но, отказавшись от руководства компанией, он продолжал участвовать в ее развитии, заняв пост консультанта.

Мацусита скончался в 1989 году в возрасте 94 лет. Его состояние оценивалось в 244,9 млрд иен, что было самым высоким показателем за всю историю современной Японии.

Рекомендую прочесть: