Это продолжение. Начало здесь.

Хорошие коэффициенты рентабельности и прибыли на акцию — это хорошо, но для оценки потенциала компании их недостаточно. Помимо дохода в прошлом квартале у компании должна быть обкатанная модель его получения. Для того, чтобы убедиться в способности бизнеса генерировать прибыль, я оцениваю результаты работы компании в предыдущих периодах.

Динамику прошлых объемов продаж и прибыли я ищу на Morningstar.com: он дает наиболее глубокий срез (за 10 лет). Здесь, введя в поиске тикер компании, я перехожу в раздел Key Ratios и анализирую данные вкладок Profitability (Рентабельность) и Growth (Рост).

По темпам роста продаж и прибыли можно быстро понять, в каком направлении движется бизнес (наращивает обороты или сдает позиции) и оценить его предсказуемость (чем нестабильней динамика, тем сложней прогнозировать рост).

При этом неравномерность прироста может предупреждать о цикличности бизнеса. Зависимость бизнеса от экономических циклов — важный момент в оценке его потенциала, т.к. цикличные и нецикличные компании по-разному ведут себя в кризис. Подробней об этом я пишу здесь и здесь.

 

Morningstar.com_Intel-Corp_2

Анализ показателей компании Intel Corp. (INTC) на сайте Morningstar.com

 

Хорошо, когда чистая прибыль (Net Income) по темпам роста опережает продажи (Revenue). Это говорит о возможном апсайде, но чтобы он реализовался, продажи и прибыль должны продолжать расти. В связи с этим важно узнать, есть ли в компании стратегия роста и увеличения продаж. Следующие вопросы мне помогают это понять.

Эффективность компании в разрезе рынка

Разобравшись с бизнес-моделью и оценив ее риски, я оцениваю эффективность компании относительно рынка. Другими словами, смотрю на то, как она росла по сравнению со своим отраслевым сегментом. Для того, чтобы это узнать, я использую сайт Reuters.com. Введя тикер компании и нажав в меню вкладку Financials, я смотрю цифры разделов Growth Rates (Ставки роста) и Profitability Ratios (Ставки доходности).

Высокие темпы роста продаж (Sales) и показатели рентабельности  продаж (Margin) по сравнению с отраслевым значением (Industry и Sector) — хороший знак, указывающий на потенциал.

  • Обычно компания смотрится лучше рынка благодаря уникальному продукту, собственной технологии и подходу к работе с клиентом. Показатели хуже рынка говорят, что компания переживает не лучшие времена и испытывает давление конкурентов и/или сменившихся технологий.

Здесь же в Capital Spending (Капитальные затраты) можно узнать, сколько компания инвестирует в бизнес. Чем масштабнее вложения, тем выше (при верной стратегии) их будущий потенциал. Однако здесь важно понять, во что обойдется компании дальнейший рост.

  • Выход на новые рынки, увеличение точек продаж, производственных и складских мощностей — все это стоит инвесторам прибыли и при прогнозе отдачи вложений должно приниматься в расчет.

Информацию о планах компании по размеру капитальных затрат (равно как о величине будущей амортизации и количестве акций) можно найти в ее квартальных (10-Q) и годовых (10-K) отчетах.

Для объективной оценки полученных данных я их свожу в простую таблицу, оценивая с позиции сильных и слабых сторон, угроз и потенциальных возможностей. По сути, делаю ни что иное, как упрощенный SWOT-анализ (пример его можно найти обзоре компании Guess?). Он мне дает больше наглядности и позволяет легче связать потенциал компании с динамикой ее рынка.

Таким образом, мой способ оценки потенциала компании сводится к трем простым шагам: 1. Определить ее текущую рентабельность. 2. Понять ее бизнес-модель и стратегию продаж. 3. Соотнести ее эффективность в разрезе рынка и решить, каким темпом будет бизнес расти. Ради этой ставки дальнейшего роста  (Growh Rate) все, собственно, и затевалось. Она — ключ для расчета стоимости компании и целесообразности покупки ее акций.

Остались вопросы? Хотите закрепить теорию на деле? Нужен совет по конкретной бумаге? Посмотрите мои онлайн-практикумы. Вот те из них, что могут помочь в решении ваших задач:

Оксана Гафаити,
Первая русская женщина, торгующая Америку.

Понравился пост? Поставьте лайк.
Хотите еще? Подпишитесь на обновления.