Часто владельцы небольших продуктовых магазинчиков сетуют на то, что им все сложнее выживать и конкурировать по цене с гипермаркетами и сетевыми дискаунтерами. Но неужели все дело в цене? Ведь многие заходят в магазины около дома переброситься парой слов со знакомым продавцом и купить что-то «как всегда».

Согласитесь, приятно, когда продавец узнает Вас и помнит, что Вы обычно берете. Личное общение и внимание к каждому посетителю — вот, что может стать несомненным преимуществом магазина по соседству.

На фоне обезличенных продаж именно такие магазинчики могут прекрасно восполнить недостаток внимания и положительных эмоций, который ощущает сегодня почти каждый покупатель.

И это открывает безграничные возможности для малого бизнеса в розничной торговле. А самое главное, что заботясь о покупателях, вдохновляя и вовлекая их, можно получить эффект, превосходящий результаты самой успешной рекламы.

Как же с минимальными вложениями превратить посещение магазина в увлекательное занятие, а продажи в праздник? Если есть желание и немного фантазии, то все не так сложно, как может показаться с первого взгляда.

Размещение товаров

Чем меньше магазин, тем комфортнее в нем должно быть покупателю. Расстояние между стеллажами, прилавками и холодильниками должно быть достаточным для удобного перемещения. Стоит ли говорить о том, что продукты должны быть свежими?

Меня очень вдохновляет опыт продовольственных магазинов Trader Joe’s, позиционирующих себя как «Магазин по соседству». Сегодня Trader Joe’s — популярная сеть супермаркетов, а начиналось все с одного маленького магазинчика.

Посмотрите, как аппетитно в Trader Joe’s представлены овощи, и дело даже не в количестве, скорее, в сочной комбинации цветов.

 

размещение товаров

А использование в Trader Joe’s таких простых и ярких подвесных информеров привлекает внимание покупателей и позволяет сделать акцент на определенной группе товаров, например, на экологически чистых продуктах.

 

Бизнес магазин продуктов

Размещение товаров по принципу «вобла рядом с пивом» — классика, проверенная временем, но меньше всего на полке с продуктами ожидаешь увидеть очаровательную игрушку, и это очень мило.

 

Можно поэкспериментировать и подвесить сами товары, как это сделали в одном из обувных магазинов. А ведь подвешивать можно не только обувь, верно?

 

размещение товаров

В России любят праздники и любят готовить. Почему бы не предлагать в канун праздников готовые корзины, включающие все необходимое для приготовления чего-нибудь вкусного? А в теплое время года всегда будет актуален набор для пикника.

 

При размещении товаров можно экспериментировать, демонстрируя неожиданное применение того или иного продукта. Например,  в одном из испанских кондитерских магазинов, конфеты хранятся в медицинских склянках, как в аптеке, а покупатель подбирает себе «лекарство» по своему рецепту.

 

Чего не стоит делать небольшому магазину, так это соревноваться в ассортименте с супермаркетом. Задача магазина шаговой доступности — удовлетворить запросы людей, живущих по соседству.

Почему бы не спрашивать посетителей о том, какой товар они хотели бы видеть в магазине, и учитывать их пожелания? Это позволит лучше понять предпочтения покупателей и управлять ассортиментом. Кстати, совсем не обязательно проводить опрос, а можно найти немного места, где покупатели смогут самовыражаться 😉

Посмотрите, как в одном из английских магазинов мотивируют покупателей оставлять отзывы. Используя чистые стикеры со стены по центру,  можно написать свои пожелания и прикрепить на стены по бокам.

 

 

Можно пойти дальше и организовать еще и доску объявлений, где посетители магазина и жители близлежащих домов смогут обмениваться информацией.

Необычные ценники

Ценник на товаре можно использовать как дополнительное средство коммуникации с покупателем, размещая на нем что-нибудь позитивное или какую-нибудь полезную информацию (например, о том, как данный продукт хранить или с чем его сочетать). Правда, стоит помнить, что текста не должно быть много, а цена должна быть хорошо заметной.

В Trader Joe’s посетители сами выискивают необычные ценники, чтобы, сфотографировав, показать их друзьям или выложить в блог. По-моему, отличный способ вовлечения покупателей и прекрасная реклама по принципу сарафанного радио.

Вот как выглядит ценник для мятных леденцов без сахара (дополнительная информация — стомалог рекомендует). Такие ценники превращают покупки в настоящее развлечение.

 

Пусть не каждый ценник, но некоторые группы товаров точно можно сопровождать чем-нибудь позитивным, взяв, например, что-то из народного творчества: «Чай не пиво — много не выпьешь, а пиво находится справа» или придумав что-то свое.

В Trader Joe’s знают, как превратить будничный шопинг в увлекательное занятие. Например, такой вот стилизованный постер отвечает на мысленный вопрос покупателя о том, куда подевался его любимый товар. «Скорее всего, он просто не продавался, но мы клянемся, что не избавились от него только для того, чтобы разозлить вас».

 

размещение товаров

Магазин как место времяпрепровождения

Почему бы не превратить магазин в некий клуб общения? Что мешает продуктовому магазину проводить конкурсы на лучший рецепт и размещать на той же доске объявлений фотографии победителей.

Почему бы не привлечь посетителей к оформлению магазина, объявив, например, конкурс на самую антикварную кухонную утварь. Вы точно найдете нечто уникальное для оформления витрины и интерьера магазина. Наверняка, у кого-то из покупателей отыщется старый самовар, который так и не решились выбросить.

А если сопроводить такие находки информацией о том, кем они были предоставлены, то участники конкурса начнут приводить в магазин своих знакомых, чтобы похвастаться. Если подойти к процессу творчески, то такой магазин с элементами музея никого не оставит равнодушным.

Особую атмосферу в магазине помогают создавать и ароматы. По мнению исследователей, ароматизация воздуха в магазине способна поднять продажи на 15% без расширения ассортимента и перепланировки.

Совсем не обязательно прибегать к искусственным ароматизаторам. Если площади позволяют, то можно поставить небольшую печку для приготовления выпечки — это создаст атосферу домашнего уюта. Но все это работает только вкупе с хорошим обслуживанием и предложением качественных продуктов.