Тот, кто начинает бизнес с нуля, редко задумывается о том, как он будет искать сотрудников, управлять ими и тем более мотивировать. Здесь, как говорится, не до жиру — быть бы живу: себя б прокормить да дело поставить. Но вскоре предпринимательский азарт сменяется эмоциональным и физическим перегрузом. И поиск помощников становится неизбежным, как бы ни противилось тому неокрепшее сознание бизнесмена.

Сотрудник как угроза

Потребность в кадрах — это переломный момент для многих начинающих предпринимателей. Во-первых, ты понимаешь, что сотрудники — это вопрос развития бизнеса, во-вторых, ты боишься, что придется кому-то доверить свое детище, а в-третьих, ты волнуешься, что никто не захочет у тебя работать.

Задавшись вопросом: «А что твоя компания может предложить потенциальному работнику?», ты понимаешь, что, кроме средней зарплаты — ничего. Тут же вспоминаешь и то, как сам искал работу, высматривая фирму покрупнее, а соцпакет получше. Да, в такие моменты меньше всего гордишься тем, что ты — владелец бизнеса.

На фоне размышлений «Ну, кто ко мне пойдет работать?!» резко падает самооценка, а вместе с ней снижаются и требования к кандидату. В итоге вместо того, чтобы найти того, кто тебе нужен, ты рискуешь нанять того, кто согласится с тобой работать.

Неоправданные ожидания

Выход первого сотрудника похож на долгожданное появление в доме няни. Ты ждешь, что она будет заботиться о твоем малыше (читай, бизнесе) как о собственном. Но чаще всего — это напрасные и, как следствие, обманутые ожидания. И вскоре у тебя никак не укладывается в голове, как можно так равнодушно относиться к работе.

Невольно вспоминаешь, как будучи наемником, впахивал изо всех сил и без остатка. А тут: ни желания работать, ни стремления расти. А ведь ты думал, что найдешь себе подобных. Говоря лаконично, тебя переполняют обида и чувство несправедливости.

Но с разочарованием быстро справляешься и начинаешь уже искать тех, кто тебе действительно подходит. Иногда на собеседования уходит треть дня: приходится просеивать гору песка, чтобы отыскать крупицу золота. Но кто ищет, тот находит.

И вскоре в компании появляется тот, кто хочет и может работать. Внутри тебя все ликует. Ты вкладываешь в него свои силы и знания, отмечаешь заслуги и закрываешь глаза на ошибки.

В общем, проходит совсем немного времени, и окрыленный собственными достижениями сотрудник уже просит прибавку к зарплате. И ты понимаешь, что перекормил вниманием, а пряник без кнута не эффективен. И вновь, мягко говоря, обидно.

По мере того, как бизнес растет, ты все сильнее ощущаешь потребность в опытных специалистах. Когда нужно многому научиться, сотрудники сильных конкурентов могут тебе в этом помочь. И платить за это больше, чем другим, тебе кажется оправданным.

Такой сотрудник входит в компанию со шлейфом славы послужного списка. Но вскоре понимаешь, что высоких результатов нет, а есть ирония и несерьезное отношение к твоей фирме. И если на неуважение к твоему делу ты еще какое-то время можешь закрывать глаза, то на пренебрежение к клиентам — нет. Опять обидно? Что-то вроде того.

Так персонал демотивирует руководителя еще задолго до того, как он приходит к мысли о мотивации своих работников. Но этот опыт стоит того. Сотрудники оказываются хорошими учителями и делают нас сильнее. Если не усвоить их уроки, можно быстро озлобиться и возненавидеть все, что связано с работой с персоналом. Чему же нас учат сотрудники?

Урок 1

Не бывает хороших или плохих сотрудников — есть только те, кто нам подходит или не подходит. Чаще всего «плохие» работники появляются из-за отсутствия у владельца понимания того, какими качествами должен обладать кандидат и что он должен делать.

Другая причина заключается в том, что мы не считаем важным уделять собеседованию достаточно времени; а для того, чтобы получить представление о соискателе нужен минимум час. В день может быть 2-3 собеседования, и мы считаем столь длительное общение напрасной тратой времени. Собственно, за что боролись… В итоге получаем того, кто нам не подходит.

Урок 2

Тот факт, что многим сотрудникам важно работать в компании, где они будут чувствовать свою значимость и ощущать себя ее частью, учит нас тому, что не стоит беспокоиться о малочисленности бизнеса, а нужно просто искать тех, кто готов разделить наши ценности и стремления.

Урок 3

Сотрудники учат нас жить полной жизнью, а не уходить в бизнес с головой, забывая обо всем и требуя того же от других. Они ценят себя и свою жизнь за пределами офиса. Именно поэтому они не работают сверхурочно и не радеют за дело так, как мы. И именно поэтому они порой чувствуют себя лучше, чем мы. Что говорить, многие владельцы бизнеса не умеют расслабляться и не могут вовремя остановиться.

К тому же, мы знали, на что шли, и заведомо готовы работать больше, чтобы получать больше, не так ли? Обида возникает тогда, когда мы делаем больше, чем получаем. И это следующий урок.

Урок 4

Сотрудники учат нас ценить свой труд и получать за него соответствующее вознаграждение. Когда работник просит повышения, мотивируя тем, что он делает для компании больше и приносит фирме больше денег, нужно не возмущаться, а радоваться. Он уважает свой труд и осознает свою ценность.

Некоторые владельцы бизнеса часто себя обделяют, вкладывая все в зарплаты сотрудников. В итоге, оставаясь ни с чем, они чувствуют себя обделенными, недовольными и озлобленными.

На стадии начала бизнеса — это оправданно, но когда есть штат — уже неприемлемо. Люди в компании должны зарабатывать и окупать себя. А бизнес должен приносить прибыль, иначе это неправильный бизнес, и мы что-то делаем не так.

* * * * *

Прежде, чем начать злиться на своих сотрудников, постарайтесь ответить на вопрос: «Чему они Вас учат?» Это продвинет вперед Вас и Ваш бизнес.

Оксана Гафаити,
Первая русская женщина, торгующая Америку.

Понравился пост? Поставьте лайк.
Хотите еще? Подпишитесь на обновления.