Само происхождение слова «супруги» говорит о том, что брачные узы могут стать хорошим фундаментом для совместного бизнеса. В старославянском языке слово «супруги» означало «в одной упряжи».

Быть в одной упряжке — пожалуй, главный принцип успеха семейного бизнеса. В противном случае, исход будет таким же, как в басне Крылова «Лебедь, рак да щука»:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Бизнес требует от обоих супругов взаимного уважения, терпимости и гибкости. Если все это присутствует в Вашей семейной жизни, то Вы сможете договориться и в делах.

Если же в Ваших отношениях нет-нет да проскакивают шантаж и ультиматумы, Вам придется многое пересмотреть. Помните старый анекдот про татарина, который женился на хохлушке? Так вот, подобное взаимодействие в совместном бизнесе не приемлемо.

Муж-татарин предупреждает свою жену-хохлушку: «Если я прихожу домой и у меня тюбетейка сдвинута на левый бок, значит, я добрый буду. А если тюбетейка сдвинута на правый бок, значит, злой-злой буду». А жена ему в ответ: «А если ты приходишь домой и видишь, что у меня руки в боки, то мне все равно, на каком боку у тебя тюбетейка!»

Но это так, лирическое отступление. К чему же нужно быть готовым супругам, задумывающимся об открытии семейного бизнеса?

А что, если не получится?

Страхи сопровождают любое начинание и не только в бизнесе. «А вдруг не получится? А что, если не выгорит?» — подобные сомнения мешают решиться на первый шаг.

С одной стороны, важно верить, что все получится, но с другой стороны, нужно быть готовым к любому развитию событий. А потому важно проанализировать самые худшие варианты и предусмотреть план действий для каждого из них.

Действительно, а что будет, если не получится? Ответьте себе на самые пугающие вопросы, и Вы увидите, что все, чем вы рискуете — это деньги, но Вы за них приобретете опыт. Относитесь к совместному бизнесу как к новому опыту.

Не ставьте себе жестких условий и не загоняйте себя в рамки: либо пан, либо пропал. Дайте себе право на ошибку и просто начните делать то, что считаете нужным, так хорошо, как можете. Не загадывайте далеко наперед, а просто идите в выбранном направлении.

Нужно идти насколько далеко, насколько Вы можете видеть, а когда Вы доберетесь туда, то всегда будете в состоянии видеть дальше.

Только не на последние деньги

Любое партнерство сопряжено с рисками, и брак, кстати, — не исключение. Для того, чтобы вывести бизнес на окупаемость, понадобится в среднем от полугода до года. И к этому нужно быть готовым.

Избежать давления материального фактора поможет накопление суммы, которой хватит на жизнь, становление бизнеса и его начальное продвижение.

Когда бизнес создается на последние деньги или на деньги, взятые в долг, это задает очень жесткие условия. Возможно, кого-то это стимулирует, но с моей точки зрения, появляется излишнее напряжение: а где тонко, там и рвется.

Общее дело и трудности сплочают. И семейный бизнес сравнительно легко переживает трудности своего становления. Правда, при условии, что такое партнерство — сознательный выбор каждого из супругов.  

Разделяй и властвуй

Как ни странно, но серьезной проверкой для брака оказываются не трудности бизнеса, а первый успех. Как только фирма выходит на прибыли, между партнерами возникает конфликт интересов. Как говорится, мы делили апельсин, много наших полегло. Этот этап в совместном бизнесе учит супругов мудрости и умению отделять личное от делового.

Очень важно, чтобы между супругами было четкое разграничение ответственности и распределение обязанностей. Я не перестаю удивляться тому, как ловко манипулируют сотрудники тем, что их руководители не могут между собой договориться или, еще хуже, ведут междоусобицу.

Очевидно, что бизнес и брак держатся на одном и том же — умении договариваться. Но семейный бизнес — это еще и катализатор отношений, и индикатор их зрелости. Жизнь супругов-партнеров не должна быть похожа на сообщающиеся сосуды, где бизнес влияет на семью и наоборот.