90% всех новых российских интернет-проектов копируют западные и в большинстве своем неудачно. На рынке все меньше места для подражателей. Но дело не только в слепой имитации. По мне так стартаперы слишком поглощены собой. Они следуют друг за другом, а не за потребителем. Спешат превзойти друг друга, а не ожидания клиента. И это проблема. И для клиентов, и для инвесторов.

Похоже, что легкость и венчурность инвестиций сбивают прицел и отбивают чутье. Когда деньги чужие, то и риски не свои. Быть прибыльным и успешным становится не так уж и важно, ведь это стартап.

В этом вся разница между бизнесом и стартапом — в отношении к прибыли и издержкам. Вспомнилась яркая аналогия от авторов «Rework: Бизнес без предрассудков»:

  • «Любой, кто применяет к бизнесу точку зрения «мы придумаем, как стать прибыльными в будущем», смешон. Это все равно что начать работу над созданием космической ракеты со слов: «Давайте сделаем вид, что гравитации не существует».

Настоящий бизнес живет и развивается на свои. Потому что знает цену деньгам своим и чужим. Он знает, что привлекать капитал (тем более, на старте) не так уж и привлекательно. И вот почему:

  1. Чужие деньги делают вас зависимыми. Привлекая финансирование со стороны, вы теряете контроль над своим бизнесом. Вам придется считаться с инвесторами и держать перед ними ответ.
  2. Чужие деньги вызывают привыкание. Когда они закончатся, вам не останется ничего, как снова пойти к инвесторам и обменять часть компании на новый транш.
  3. Инвесторы становятся важнее клиентов. Вы начинаете делать то, что хотят ваши спонсоры, а не клиенты. Сами знаете, чем это чревато.

Четкое понимание того, как получать прибыль и получать ее в самом начале — вот то, что бизнес делает бизнесом. Все остальное — не больше, чем хобби или стартап. И что для стартапа — проблема монетизации, для бизнеса — верная смерть.

Видео по теме

Падения и взлеты российских стартапов