Если вы используете расчеты, то не обязательно достигнете вершин.
Но зато не погрузитесь в безумие.
Уоррен Баффетт

Бумага учит думать, и в этом главная сила прогноза продаж. Планирование полностью меняет поведение продавцов: без тщательной проработки сделки прогнозировать невозможно. На словах можно сказать: «Клиент скоро заплатит», но в прогнозе так уже не напишешь — нужны точные сроки. В результате активность продавцов растет, число звонков и встреч увеличивается.

Обычно конец месяца — горячий период в отделе продаж. В последнюю неделю уходящего месяца собираются платежи и подбиваются отчеты. В этом смысле еженедельный прогноз продаж является более гибким инструментом. Он позволяет отслеживать промежуточные, а не конечные результаты.

На деле это выглядит так. Каждую пятницу продавцы делают прогноз на следующую неделю, указывая в нем клиентов и суммы планируемых сделок. Вместе с этим они вносят суммы, фактически поступившие от заключенных сделок в прогноз, сделанный в прошлую пятницу и корректируют прогноз продаж на месяц.

При подготовке прогноза каждой сделке присваивается свой статус в зависимости от вероятности ее заключения.

  • В раздел «Гарантия» попадут платежи от постоянных клиентов и сделки, в которых продавец полностью уверен (вероятность 100%).
  • В графе «Вероятно» появятся суммы сделок, по которым с клиентом достигнуты основные договоренности (вероятность 60%).
  • «Маловероятно» — это сделки, находящиеся в процессе начального обсуждения с клиентом (вероятность 5%).

Взвешенный прогноз (ВП) рассчитывается по формуле:

ВП = Гарантия х 1,0 + Вероятно х 0,6 + Маловероятно х 0,05

прогнозирование продаж

 

Основная проблема, с которой могут столкнуться продавцы — это непонимание того, как оценивать вероятность той или иной сделки. Для ориентира можно использовать параметры, приведенные в таблице ниже, но лучше разработать свою шкалу «вероятности» с учетом особенностей Вашего бизнеса.

5% Проведено первичное обсуждение проекта с клиентом. Клиенту направлено коммерческое предложение.
20% Согласование нашего предложения, регулярный контакт с клиентом.
40% У клиента есть заинтересованность и деньги. Определились конкуренты. Проводится отбор предложений.
60% Клиент склоняется в нашу сторону. Идет обсуждение деталей проекта и условий сотрудничества.
80% Клиент выбрал нашу компанию. Идет согласование договора. Переговоры близки к завершению.
100% Договор подписан. Счет выставлен. Ждем оплаты.

Основная проблема, с которой может столкнуться руководитель при внедрении прогноза продаж — это недовольство со стороны сотрудников. Чаще всего оно связано с тем, что продавцы не владеют ситуацией и не знают, что у них произойдет через неделю или месяц. И вполне естественно, что они не хотят это показывать.

Без прогноза продавцу намного легче убедить руководителя в том, что он делает все возможное. С прогнозом же все меняется: руководителю достаточно соотнести «план» — «факт», чтобы понять, так ли это на самом деле.

Начало: Воронка продаж: как планирование повышает продажи

Оксана Гафаити,
Первая русская женщина, торгующая Америку.

Понравился пост? Поставьте лайк.
Хотите еще? Подпишитесь на обновления.