Метафора «корпоративная ДНК» появилась с легкой руки бизнес-консультантов Гэри Нильсона, Брюса Пастернака, Десио Мендеса, сравнивших уникальные черты организации с генетическим кодом живого организма. По их мнению, на состояние корпоративной ДНК влияют четыре составляющие компании:

  1. Структура
    принцип иерархии и взаимосвязей в компании.
  2. Принятие решений
    кто и какие решения принимает, каким образом осуществляется принятие ключевых решений.
  3. Мотиваторы
    что и как стимулирует сотрудников, какие виды мотивации (материальной, нематериальной) применяются.
  4. Информация
    кто и какой информацией владеет, как в компании координируются и передаются знания.

Оценив ДНК несколько тысяч компаний, бизнес-аналитики выделили на их основе 7 типов организаций.

Эластичная организация

Достаточно гибкая для того, чтобы быстро приспосабливаться к изменениям на рынке, и сохранять при этом жесткий фокус. Она привыкла предвосхищать перемены и активно работать с ними. Привлекает мотивированных командных игроков и предлагает им необходимые ресурсы и полномочия для решения серьезных вопросов.

«Своевременная» (Just-in-time) организация

Она не всегда активно готовится к надвигающимся переменам, но демонстрирует способность развернуться «на пятачке», не теряя из виду общую картину. Она может сохранить хороших сотрудников. Ее финансовые показатели в порядке, но ей так и не удается совершить рывок от хорошего к великому. Тем не менее, она вполне может быть стабильной компанией и интересным местом работы.

Типы организацийВоенная организация

Часто ею руководит небольшая жесткая управленческая команда. Такой тип организации добивается успеха за счет силы воли своих руководителей. Она может разработать и воплотить великолепную стратегию, но управленцы среднего звена надолго в ней не задерживаются.

Ее основная проблема — подготовка к росту после того, как нынешние лидеры ее покинут. Молодые таланты в ней учатся «вприглядку», а менеджеры среднего звена уходят, чтобы пробовать свои силы где-то еще.

Пассивно-агрессивная организация

Кажется свободной от конфликтов — тут «все согласны, но ничего не меняется». Достичь согласия для проведения серьезных перемен — не проблема; но вот провести их трудно.

Неявное, но упорное сопротивление «на передовой» может свести на нет все усилия руководителей.

Линейные работники игнорируют мандаты из штаб-квартиры под девизом «И это пройдет». Руководство же продолжает жаловаться на невозможность «расшевелить это болото».

Разрозненная организация

Здесь работает множество мотивированных и талантливых людей, но они часто тянут компанию в разные стороны.

Если же им удается выбрать одно направление, они способны на стратегические прорывы, но у этой компании не хватает координации и порядка, чтобы повторять свои успехи.

Организация такого типа привлекает умных людей с предпринимательской жилкой обилием возможностей для разработки и воплощения идей. Но в результате может сложиться компания, едва сохраняющая над собой контроль.

Организация-переросток

Она переросла свою организационную модель и трещит по швам. Слишком большая и сложная для того, чтобы ее можно было контролировать небольшой командой руководителей, она все еще не «демократизировала» процесс принятия решений.

В результате значительная часть ее потенциала не используется. Власть централизована, а организация медленная и не может вовремя «повернуть». Такие компании постоянно упускают возможности и не могут воплотить свою стратегию.

Заорганизованная организация

Отягощенная множеством уровней управления, она страдает от «аналитического паралича». Когда она наконец делает шаг, то движется медленно и пассивно, часто используя возможности менее настойчиво, чем конкуренты.

Не видя леса за деревьями, ее менеджеры заняты проверкой друг друга, а не поиском новых возможностей или угроз. Такие бюрократичные организации отпугивают предпринимателей и ориентированных на результат работников.

*  *  *  *  *

Результаты исследования привели аналитиков к  грустному заключению: более 60% организаций соответствуют одному из четырех проблемных типов (пассивно-агрессивная, разрозненная, переросток или заорганизованная). А к какому типу Вы бы отнесли свою компанию?

По материалам статьи «Семь типов корпоративной ДНК» (журнал «Секрет Фирмы»)