Если у Вас небольшая компания, то с парадного входа на массовый рынок Вы вряд ли войдете. Да и тягаться по качеству или цене с компаниями-лидерами не всегда возможно. А потому выход один — искать свою рыночную нишу. Впрочем, эта задача актуальна не только для малого бизнеса.

«Масса современных потребителей больше не выглядит однородной. Время товаров массового потребления безвозвратно ушло, — пишет Крис Андерсон в своей книге «Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса».

Сегодня на рынке царит «рай выбора», и в этот «рай» попадут компании, которые смогут найти своих нишевых потребителей и предложить им товар, отвечающий их ожиданиям. Наступили новые времена, требующие новых бизнес-моделей, и «длинный хвост» — одна из них.

Свою теорию «длинного хвоста» Андерсон представляет в виде большого динозавра с маленькой головой (символизирующей хиты продаж) и бесконечно длинным хвостом (символизирующим бесконечные возможности нишевых продаж).

длинный хвост

Кривая спроса постепенно смещается с продаж небольшого числа «хитов» к большому количеству специфичных, нишевых продуктов в ее «хвосте».

рыночная ниша

Андерсон приводит в пример интернет-магазин Amazon, где 57% продаж составляют не бестселлеры, а книги, отсутствующие в большинстве оффлайновых книжных магазинов, и Netflix, где 20% фильмов, взятых напрокат, не идут на большом экране и не продаются в обычных магазинах.

Для бизнеса это означает, что:

  • не обязательно гнаться за лидерами рынка, конкурируя с ними на их территории;
  • во всех нишах, подкрепленных спросом, можно создать прибыльный бизнес;
  • для успеха проекта не обязательно нравиться всем — достаточно на 100% удовлетворять потребности определенной группы;
  • прибыль от продаж в нишах «длинного хвоста» больше, чем от продаж бестселлеров, блокбастеров и прочих хитов.

Очевидно, что поиск ниши потребует сил, но если присмотреться, то за каждым успешным товаром на рынке тянется хвост перспективных возможностей. Это и продажа дополнительных аксессуаров, и предложение сопутствующих услуг и пр.

Кроме того, современному потребителю важно быть нужным и значимым. Сделайте его соавтором бизнеса, дав ему право голоса, и слушайте, слушайте, слушайте — и Вы нащупаете новую нишу.