24 июля 2010 года в городе Эссен (Германия) в возрасте 88 лет умер Теодор Альбрехт, один из основателей компании Aldi. Концепция розничной торговли, разработанная им и его братом Карлом произвела революцию в европейском ритейле, и уже более полувека остается неизменно успешной.

«Мало кто оказал такое влияние на целый сектор экономики», — говорится в заявлении ассоциации розничной торговли Германии.

Cегодня сеть продуктовых дискаунтеров Aldi насчитывает 8 200 магазинов в 18 странах мира. А в Германии Вы легко доберетесь до ближайшего Aldi за 20 минут. Оборот компании составляет порядка 45 млрд. евро.

В 1948 году братья Альбрехт зарегистрировали совместную фирму Albreht’s Discount (сокращение Aldi появилось позже). Компания, названная на американский манер, много позаимствовала у американской розницы, в том числе, режим 100% самообслуживания, который для Германии был новшеством.

Но ключом к успеху Aldi стала немецкая практичность. Точный расчет и дисциплина позволяют Aldi работать и развиваться в условиях жесткой экономии.

Девиз компании не менялся со времен ее основания и звучит как «Качество выше — цены ниже». Сеть работает с торговой наценкой 12% и прибылью 2%. Скрупулезным немцам удается держать низкие цены, не теряя в качестве, несмотря на кризисы и мировой рост цен.

Стратегия успеха

Большинство сетей работает в нескольких форматах, Aldi — только в формате дискаунтера. Возможно, благодаря этому сеть считается самой эффективной.

Магазины Aldi чаще всего размещаются в специально построенных и отдельно стоящих зданиях площадью около 1000 кв. м. И в отличие от большинства розничных сетей, арендующих торговые здания, компания приобретает земельные участки в собственность.

Все магазины работают как филиалы компании: ни один из них не является самостоятельным юрлицом, не имеет своей транспортной службы и бухгалтерии.

Сеть стремится размещать свои магазины рядом с крупными супермаркетами, чтобы покупатель всегда мог приобрести по соседству то, что не нашел в Aldi. При четком позиционировании подход, работающий безупречно.

дискаунтер магазин

Все магазины-дискаунтеры Aldi организованы по единым стандартам. В какой бы из магазинов Вы ни зашли, Вы найдете привычную планировку и выкладку товаров. Это позволяет покупателям легко ориентироваться в любом магазине, а Aldi экономить на вывесках и указателях.

Все усилия Aldi направляет на расширение своей сети, и редко афиширует свой выход на новый рынок. Конкуренты не успевают опомниться, как у них под носом открываются немецкие дискаунтеры.

Aldi не тратит деньги на рекламу и не занимается благотворительностью. Единственная реклама — еженедельник «Новости Aldi» — в нем компания размещает информацию о ценах на свои товары и акциях, ограниченных во времени.

В целях экономии площадей и денег в магазинах Aldi нет кафе или отделов сопутствующих услуг. А в торговых залах нет стеллажей и витрин: все товары размещаются в открытых коробках на паллетах. Aldi не занимается скоропортящимися продуктами.

Дискаунтер нанимает «самых приветливых и самых быстрых людей». Небольшой штат сотрудников магазина (обычно до 10 чел.) компенсируется его слаженной работой. Управляющий магазина может наравне с подчиненными стоять на кассе или принимать товар. Такой подход позволяет экономить на персонале и предлагать сотрудникам зарплату на 30% выше, чем в среднем по отрасли.

Ни в одном телефонном справочнике нет номеров магазинов Aldi. Это сделано для того, чтобы звонки не отвлекали сотрудников. Для повышения эффективности магазины отказались от круглосуточного обслуживания и работы в воскресенье.

дискаунтер, aldi

Для того, чтобы экономить и контролировать качество, в Aldi делают ставку только на ходовые товары и предлагают продукты под собственным брендом. Известно, что по качеству продуктов Aldi нередко превосходит супермаркеты.

Если в обычном супермаркете предлагается в среднем 34 тыс. наименований товара, то в Aldi их не более 1 тыс. На 85% ассортимент магазина состоит из того, что люди покупают постоянно. А каждая товарная позиция представлена только одним видом.

Благодаря строго выверенному ассортименту в магазинах высокая оборачиваемость.

Aldi не закладывает в стоимость товаров бесплатные пакеты и тележки. Пакеты продаются на кассе, а тележки — сдаются в аренду. Залоговая система избавляет компанию от затрат на сотрудников, которые собирают тележки. Что касается корзин, то так как их часто воруют, в этом магазине-дискаунтере их просто нет. Кроме того, посетители с тележками больше покупают.

дискаунтер магазин

Дискаунтеры Aldi работают по системе оперативной закупки: в конце рабочего дня менеджер производит учет оставшихся товаров и заказывает на утро доставку нужных позиций.

Поставки в магазины идут через собственные распределительные центры, каждый из которых обслуживает от 30 до 60 магазинов. Работы в компании строго регламентированы, а на некоторые из них действуют нормативы: например, время разгрузки одной позиции не должно превышать 2,83 сек.

Несмотря на то, что Aldi нацелена на экономных покупателей с небольшим доходом, ее магазины становятся все более популярными среди обеспеченных людей. Все дело — в скорости и качестве обслуживания. Покупатели ценят, что в Aldi уважают свое и чужое время.

Aldi Nord

  • Сеть продуктовых магазинов формата «жесткий дискаунтер»
  • Выручка — 10,3 млрд евро (2009 г., без учета магазинов за пределами германии, данные Lebensmittel Zeitung).
  • Чистая прибыль — 336 млн евро (без учета магазинов за пределами германии, данные Lebensmittel Zeitung).

По материалам интернета, газеты «Ведомости» и журнала «Компания»