Привычка — безопасная гавань для нашего мозга. Мозгу достаточно повторения одного и того же события дважды, чтобы он воспринял его как привычный сценарий. Возникни это событие в третий раз, наш мозг уже знает, к чему готовиться. «Плавали – знаем», — говорим мы себе и ожидаем знакомого хода событий.

Но упс — все вдруг идет не так, как тогда. Причина этого «упс» — в ошибке экстраполирования. А проще, в иллюзии того, что будущее будет копией прошлого. Но это не так. Все всегда может пойти не так. И к этому нужно готовиться. Как? Памятуя о ловушке опыта и о том, как устроен наш мозг.

При принятии решений мозг всегда выбирает путь наименьшего сопротивления, автоматически предлагая нам готовый сценарий. Из прошлого опыта.

Не поддавайтесь искушению думать, что знаете все наперед. То, что подействовало на двух клиентов, на третьего может не повлиять. То, что принесло прибыль дважды, в третий раз может не выгореть. Не сработать. Не прокатить, как в том анекдоте:

Автосервис. Клиент смотрит на счет и спрашивает мастера:
— А что это за пункт «прокатило» — 10 000 руб?
— Вычеркиваем. Не прокатило…

Нет. Я не призываю забыть вас о прошлом. Пренебрегать историей – дело неблагодарное (как известно, кто не учит историю, того будет учить сама история). Однако я призываю вас перестать мерить людей и события прошлыми мерками. Поступайте, как поступает портной: ко всем и всему подходите за свежими мерками.

Sapienti sat,
Оксана Гафаити,
автор MindSpace.ru, частный инвестор.

Понравился пост? Поделитесь с друзьями.
Напишите, что думаете, в комментариях ниже.