Есть байка о том, что Джон П. Морган в 1929 году за несколько дней до биржевого краха успел избавиться практически от всех акций, которыми владел. Комиссия Конгресса США заподозрила Моргана в использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком.

Банкир объяснил, что решение о продаже он принял, когда его чистильщик обуви поинтересовался перспективами акций железнодорожной компании, которые он недавно купил в некотором количестве. «Когда на рынок приходят чистильщики обуви, профессионалам на нем больше делать нечего», — резонно решил финансист.

Те, кто громко кричит о том, что все будет падать, как правило, уже продали и ждут момента, чтобы купить дешевле. Но они своими заявлениями оказывает информационное давление на тех, кто еще сомневается и не принял решения о продаже.

Кто продает на максимумах и покупает на минимумах?

Общее настроение на рынке задается настроением участников по принципу «один человек — одно мнение». В спокойной ситуации число покупателей примерно равно числу продавцов.

Но в пиковый (кризисный) момент количество продавцов намного больше, чем количество покупателей, и создается впечатление, что продают практически все.

Однако, цена — это равновесие спроса и предложения в денежном эквиваленте, а не по количеству участников. И если записать это в виде формулы, то она будет выглядеть так:

Vbuy * Qbuy = Vsell * Qsell, где

Qsell — число продавцов;
Vsell — средняя сумма, полученная продавцом;
Qbuy — число покупателей;
Vbuy — средняя сумма, заплаченная покупателем.

Средняя сумма, которую тратят покупатели, намного больше, чем средняя сумма, которую выручают продавцы (Vbuy > Vsell). Иными словами, большому числу мелких продавцов противостоит небольшая, но финансово могучая кучка покупателей.

Похожая картина складывается, когда рынок достигает максимальных значений и царит всеобщая эйфория. Только в этот момент огромному количеству мелких покупателей противостоит небольшое количество крупных продавцов (как в байке с Морганом).

  • Это объясняет, почему богатые богатеют, а бедные беднеют, и почему 20% населения контролируют 80% активов — они выбирают правильное время. Для покупки и для продажи. И не только на фондовом рынке, а в целом по жизни.

Мыслить как инвестор (или, если хотите: думать как миллионер) совсем не сложно — достаточно следовать здравому смыслу. Сложнее другое — не следовать за толпой. И это к вопросу о массовой эйфории (или истерии?) «чтобы все как у людей»: свадьба обязательно летом, новый ТВ непременно под Новый год, а в отпуск — на майские праздники…

По материалам

Sapienti sat,
Оксана Гафаити,
автор MindSpace.ru, частный инвестор.

Понравился пост? Поделитесь с друзьями.
Напишите, что думаете, в комментариях ниже.