Американскую розницу лихорадит: все больше покупателей используют мобильные устройства для сравнения цен и поиска лучшего предложения. Специальные мобильные сервисы и приложения стали настоящим кошмаром для розничных магазинов. Очевидно, что в скором будущем то же ожидает и Россию.

«Нажать на кнопку», чтобы сэкономить

Как это работает? Посетители магазина с помощью камеры телефона и мобильного приложения сканируют штрих-код нужного товара и, используя один из интернет-сервисов, находят на него лучшее ценовое предложение с возможностью заказа.

Не трудно догадаться, что покупателям это нравится, ведь они могут быть уверены в том, что гарантированно получают лучшую цену.

Пока еще неясно, какое число покупателей готово потратить дополнительное время на сравнение цен. Возможно, потребители будут использовать имеющуюся технологию только при покупке дорогих или необычных товаров. Но данные статистики явно не в пользу розничных продавцов.

Если год назад число покупателей, использовавших мобильные устройства, составляло всего 0,1% от числа посетителей, то в этом году их число увеличилось в 50 раз до 5,6%.

Очевидно также и то, что мобильные устройства и мобильные сервисы снижают потребность покупателей в продавцах. Они все меньше нуждаются в помощи продавцов-консультантов, а значит, все реже подвержены их влиянию, стимулирующему к покупке.

Исследование, проведенное в 10 странах, показало, что 73% покупателей с мобильными телефонами предпочли заглянуть в свои устройства для получения дополнительной информации о товаре, вместо разговора с продавцом.

сравнение цен

Изменения в поведении потребителей ставят под угрозу некоторые из самых прибыльных аспектов продажи в магазинах, таких, как способность использовать продавцов, чтобы заманить покупателей для совершения импульсивных покупок.

Новая эры прозрачности цен

Владельцы торговых сетей видят в технологичных возможностях «революцию в розничных продажах». Если до недавнего времени задачей ритейлеров было заманить покупателя в магазин специальными предложениями, то теперь им предстоит считаться с наличием смартфонов у посетителей, ведь они могут легко проверить, действительно ли предложение является выгодным.

По оценкам компании IDC Retail Insights, уже примерно 45% клиентов со смартфонами используют их для получения информации о товаре и сравнении цен.

Исполнительный директор сети Wal-Mart, Майк Дьюк, говорит о приходе «новой эры прозрачности цен», и считает, что это событие грозит перевернуть бизнес-модели крупнейших торговых сетей в Америке.

Основной удар придется на продавцов фирменных, дорогостоящих вещей, таких как бытовая техника и электроника. Так, например, Best Buy, крупнейший продавец электроники в США, уже заявил о том, что может потерять долю рынка в этом году из-за повсеместного использования приложений для сравнения цен.

Но не все компании видят в мобильных тенденциях только угрозу, некоторые из них открывают новые возможности для конкурентной борьбы.

Например, тот же BestBuy в партнерстве с TheFind использует персонализированную рекламу для покупателей, когда те находятся в сети Wal-Mart. Так, если покупатель в Wal-Mart обращается к сервису TheFind для сравнения цены на какой-то товар, то получает предложение на аналогичный товар в Best Buy.

Все это стимулирует появление новых приложений, превращающих смартфоны в «торговое оружие», и одновременно увеличивает популярность имеющихся. Например, приложение TheFind за 4 недели было скачано 400 тыс. раз.

Что же касается ситуации на российском рынке, то недавно Яндекс запустил мобильное приложения для сравнения цен на нужный товар и поиска дополнительной о нем информации.

сравнить цену

Пока приложение доступно для платформы Android. Запуск приложения для iPhone ОС планируется в 2011 году. Сейчас в мобильном приложении Яндекс.Маркета можно найти более 12 млн товаров.

Источник: перевод статьи The Wall Street Journal, размещенный на habrahabr.ru