Страх и боль — движущие силы продаж. Как заработать на том и другом? Здесь есть, чему поучиться у католической церкви, бойко торгующей до сер. XVI века отпущением грехов. Тогда вопрос: «Кто без греха?» не стоял  риторически, а имел очевидный ответ: «Тот, кто с деньгами». Не знаю, облегчало ли это душу, но кошельки — наверняка. Слишком заманчивой была идея, да и пиар был тоже хорош. Вот, например, как в 1517 году в Германии проходила очередная кампания по продвижению индульгенций.

«Подъезжая к какому-нибудь городу, агитаторы посылали известить городской магистрат, что «приближается милосердие Божие и благодать святого Отца». Тогда весь город приходил в движение; все сословия со свечами в руках, под звон колоколов спешили встретить святыню.

После встречи процессия направлялась в соборную церковь. Впереди несли на бархатной подушке папскую буллу, за ней с деревянным крестом в руке шел главный агитатор.

В церкви их встречали музыкой и пением. Крест утверждали на алтаре, агитатор выходил на кафедру и в пышной речи представлял чудесные свойства индульгенций, взывая к страстям и страхам слушателей.

Берись индульгенция, большая и малая

Далее приступали к самой продаже. Индульгенции различались на большие и малые. Большая индульгенция, или полное отпущение, простиралась на все грехи и давалась при условии денежного взноса и исповеди. Малые индульгенции отпускались за деньги без исповеди и давали право на искупление душ умерших из чистилища.

  • Рекламная кампания звучала так: «Как только монета зазвенит на дне кружки, душа выпрыгнет из чистилища».

Смотря по виду покупателей, агитатор назначал различную цену за свой товар. Высшие особы — короли, князья, архиепископы платили по двадцать пять дукатов, бароны и аббаты — по десять, остальные отделывались шестью дукатами, а иногда и меньшей суммой, смотря по состоянию. Кроме того, была особенная такса за отдельные грехи. Стоило назвать свой грех, чтобы услышать, сколько он стоит. Убийство ценилось в восемь дукатов, святотатство и клятвопреступление — в девять, многоженство — в шесть…».

Из книги Глузмана С. А. «Деньги в мифологическом сознании человека вчера и сегодня»