Меня уже не удивляет то, с какой скоростью открываются и закрываются магазины, кроятся помещения и меняются вывески. Розничная торговля не терпит халатности и не делает снисхождений. Здесь правят цифры и взвешенный расчет.

Конечно, предусмотреть все едва ли возможно, но избежать грубых просчетов — вполне реально. И книга Джима Диона и Теда Топпинга «Розничная торговля: Как открыть собственный магазин» этому однозначно способствует.

Она убережет вас от неоправданных рисков. В подтверждение ее сугубой практичности приведу ряд советов, которые дают авторы по части эффективности магазина.

1. Начинайте с конца

Планирование бизнеса нужно начинать с конца, а именно — со сбыта. Поэтому, как только идея открытия магазина заселилась к вам в голову, стоит задуматься о потенциале спроса и будущем объеме продаж. Для этого ответьте на следующие вопросы:

  • Какой ассортимент товаров будет в вашем магазине?
  • Какой уровень обслуживания будет в вашем магазине?
  • Почему покупатели должны будут покупать именно у вас?
  • Какую роль будут играть в вашем магазине конкурентоспособные цены?
  • Каким будет ваше «секретное оружие» — конкурентное преимущество?
  • Будет ли у вас достаточно покупателей, нуждающихся в вашем товаре?

При открытии магазина важно учитывать 3 главных фактора: расположение, расположение и еще раз расположение. Помните, что высокая арендная плата компенсируется проходимостью, а преимущество низких арендных ставок может улетучиться под гнетом затрат на рекламу для привлечения клиентов.

2. Определите показатели

Когда ключевая концепция выстроилась, переходите от общего к частному, планируя будущие показатели оценки эффективности магазина. Определитесь:

  • Сколько покупателей вы собираетесь обслуживать в течение дня?

Для оценки этого показателя посмотрите, сколько посетителей обслуживается в подобных магазинах за день и увеличьте или уменьшите это число в соответствии с размерами магазина и сезоном.

  • Какой будет средняя стоимость товаров в вашем магазине?
  • Сколько дней в году будет работать ваш магазин?
  • Каким будет ежедневный оборот вашего магазина?

Для этого умножьте среднюю стоимость товаров в магазине на число покупателей, которых собираетесь обслуживать в течение дня.

  • Каким будет годовой оборот магазина?

Для этого умножьте ежедневный оборот магазина на число дней в году, когда магазин будет открыт.

Теперь выберите подходящую вашему бизнесу товарную стратегию. Решите:

  • Будете ли вы добиваться больших прибылей при высоких ценах и низком товарообороте?
  • Будете ли вы добиваться небольших прибылей при низких ценах и высоком товарообороте?

Показатель товарооборота должен контролироваться ежедневно. Чем выше товарооборот, тем устойчивее бизнес.

Товарооборот = Суммарный объем продаж/Средняя стоимость товаров

Контрольные показатели для оценки эффективности магазина:

  • Хороший товарооборот = 3
  • Высокий товарооборот = 4
  • Отличный товарооборот = 6

Другим показателем, позволяющим оценить, насколько ассортимент вашего магазина отвечает условиям рынка, является отношение стоимости складских запасов к месячному объему продаж.

Отношение стоимости складских запасов к месячному объему продаж = Продажная цена товаров на складе на начало месяца/Объем продаж за месяц.

Если в результате вы получаете соотношения 6:1 — 8:1, это должно вас насторожить. Вам не удастся вести прибыльную торговлю при наличии 6-8-месячных запасов на складе.

Контрольные показатели для оценки эффективности магазина:

  • Хорошее отношение = 4:1
  • Высокое отношение = 3:1
  • Отличное отношение = 2:1