— Чем вы занимаетесь, когда у вас много денег?
— Не помню.

Работа с деньгами приучила меня больше верить бумаге, чем памяти. Нет, тьфу-тьфу-тьфу, на память не жалуюсь, зато знаю: она избирательна и любит приврать. Не столько ради обмана, сколько ради эффекта, который психологи окрестили эффектом радужного прошлого, а по науке — ностальгических предубеждений. Суть его в том, что мы склонны оценивать события прошлого более позитивно, чем в тот момент, когда они происходили.

Что тут сказать? Прошлое всегда звучит заманчиво. Не верите? Проверьте сами. Начните записывать свои мысли в процессе принятия решений, и вы удивитесь тому, как восприятие исказит их со временем. Ведя «летопись» своих решений, вы избавитесь от избытка иллюзий, а применительно к бюджету — от лишних  затрат.

Подвох ностальгии еще и в том, что в ретроспективе нам свойственно преувеличивать наши способности и достижения. Мы перестаем трезво оценивать произошедшее и избегаем ответственности. Так, неудачные инвестиции мы склонны списать на нестабильность на рынке, а удачные — приписать себе вместе с даром провидца.

Вместо того, чтобы списывать или приписывать, не честней ли записывать? Аргументы, идеи, мотивы — все то, что движело при принятии решений. Это не даст потерять связь с реальностью. Думая на бумаге, вам все реже придется оправдывать «плохие покупки» и вылезать из капкана долгов и рационализации.

Что такое рационализация? Это поиск хорошей причины для плохого решения; разумного довода для неразумной покупки; одним словом, маховик продаж и потребкредитов. Думаю, продавцы уже уловили, о чем идет речь. Вспомнить хотя бы прием продаж «по цене чашки кофе» — убедительный способ рационализации.

Это когда стоимость товара делится на время его использования. Телевизор за 60 000 рублей, скорей всего, воспримется дорого, но при использовании в течение 5 лет он обойдется всего в 33 рубля в день. Доступнее чашки кофе! А если так, то почему бы и нет? Вот так любая трата становится вдруг рациональной.

Самое время достать блокнот и примирить на бумаге разум с желанием. Тем более, схватка обещает быть жаркой — ведь обе части нашего «я» сражаются за одни и те же деньги. Выразительно процесс этой борьбы описал Дэвид Крюгер: «Когда голос разума говорит: «Пора копить деньги на старость», желания отвечают: «Давай-ка для начала закажем еще рюмочку хорошего коньяка и купим новый плазменный телевизор!»

Оксана Гафаити,
Первая русская женщина, торгующая Америку.

Понравился пост? Поставьте лайк.
Хотите еще? Подпишитесь на обновления.