Маэстро, подыграйте мне на нервах!

Вы манипулятор? Да? Нет? Ну, конечно же, вы манипулятор. Все мы манипуляторы, причем с пеленок. А что мы должны были делать, потеряв надежду добиться внимания взрослых обычными способами? Но если вы все-таки настаиваете, что вы не манипулируете, значит манипулируют вами. Играете не вы, а вас.

Для манипулятора люди — лишь инструменты, на которых он виртуозно играет, чтобы достичь своих целей. Те, кто попроще и отзывчивей к приемам влияния, похожи на балалайки. У них всего 3 струны: например, страх, самолюбие, жадность. Их легко задеть за живое, потянув за одну из чувствительных струн.

Те, кто устроен сложнее, напоминают многострунные арфы. С арфами примитивные техники не работают. Здесь струн значительно больше, и манипулятор играет на них перебором, чтобы откликнулись индивидуальные струны. Это могут быть независимость, властность, желание быть лучше других, чувствовать свою значимость, компетентность и привлекательность.

То, насколько легко вас задеть, определяет вашу способность противостоять влиянию. Кто вы: звонкая балалайка или переливчатая арфа? Какой из этих щипковых инструментов вам ближе? Сколько нужно щипков, чтобы разбередить ваши струны?

Что такое щипки? Это всевозможные подкалывания, подначивания и поддразнивания. Манипулятор использует их, чтобы найти, за что зацепиться. Щипок всех щипков: «Ну что, слабо?». Сюда же относятся знакомые нам: «Тебе что больше всех надо?»; «Чем ты лучше других?»; «А я думал, мы друзья»; «Тебе что жалко?»; «Ну что тебе стоит?»; «Этого я от тебя не ожидал» и т.д.

Елена Сидоренко, автор метафор арфы и балалайки, в своей книге «Тренинг влияния и противостояния влиянию» приводит следующие виды щипков:

Прием Щипок снизу Щипок сверху
Поддразнивание Тебя что, так легко расстроить (задеть, обмануть, заставить подчиниться)?

Как всегда, боишься?

Я знаю, тебя не так легко расстроить (задеть, обмануть, заставить подчиниться).

И ты боишься?

Подзадоривание С этим человеком трудно вести переговоры, тут нужен такт, талант…

Эта вещь слишком дорогая, чтобы ты смог ее купить.

Только ты с твоим тактом и талантом сможешь вести с этим человеком переговоры.

Эта вещь дорогая, как раз для тебя.

Арсенал манипулятора также полон универсальных щипков, действующих одновременно сверху и снизу. Такие щипки оставляют человека в недоумении — он не понимает, то ли ему польстили, то ли в чем-то упрекнули. Например:

— Ты что разбогател?
— Вы человек без комплексов…
— Ты единственный, кто не обращает внимания на критику…

На каких ваших струнах играет манипулятор? Как заставляет их вибрировать? Дразня или убаюкивая? Щипая или поглаживая? Кто вы для него: балалайка или арфа? В этом вам предстоит разобраться, чтобы приструнить манипулятора.

Мысль о том, что вы балалайка, хорошо отрезвляет и извлекает из зоны влияния. Прислушайтесь к себе, не дрожит ли внутри струна вашего эго. Возможно, задето ваше самолюбие. А возможно, напротив, оно переливается всеми струнами от комплиментов манипулятора-льстеца.

Глядя на ситуацию со стороны, вы сможете лучше понять, что происходит. Что стоит за призывами к вашей гордости, совести или жалости? Зачем вас хотят привести в боевую готовность или, умаслив, усыпить вашу бдительность? Кому это выгодно?

Манипуляция выгодна лишь одной из сторон, притом, что процесс манипулирования — двусторонний. Вас цепляют — вы цепляетесь. Но когда манипулятору не за что зацепиться, то и влияния не происходит. Ваша лодка пуста. О чем это я? Об одной дзэнской притче, рассказанной Лин-чи:

«Когда я был молод, я мог часами плавать по озеру в своей маленькой лодке. Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Как вдруг другая лодка ударилась о мою. Во мне поднялся гнев!

Я открыл глаза и собирался обругать побеспокоившего меня человека, но увидел, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. Мне оставалось снова закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу.

В ту тихую ночь я подошел к центру внутри себя. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытался обидеть меня и во мне поднимался гнев, я говорил себе: «Эта лодка тоже пуста».

Что может раскачать вашу лодку? Способны ли вы определить свои тонкие струны так же легко, как это делает манипулятор? Манипулятор идет по следу ваших эмоций и внезапный их всплеск может быть сигналом, что он где-то рядом.

Почувствовав дисбаланс и перепад в настроении, присмотритесь к себе. Самомониторинг повысит вашу осознанность и снизит интенсивность эмоций.

Повторяемость и схожесть эмоций могут предупреждать вас о том, что манипулятор жмет на знакомые кнопки и дергает за старые струны. Прежде чем реагировать на автомате, действуйте осознанно: разорвите привычный шаблон, поступив в ответ так, как меньше всего от вас ожидают. Этим вы озадачите манипулятора и отвлечете его внимание.

Переключение внимания — одна из техник уклонения, помогающая переиграть манипулятора. Вот еще пара приемов уйти от удара и напора давления. Используя их, вы сможете выиграть время, чтобы отстраниться и собраться с мыслями.

1. Тайм-аут

  • Отвлечение внимания на бытовую подробность (Ой, что-то в глаз попало; У меня ручка не пишет; Кажется я забыл закрыть машину)
  • Физический выход из пространства (Подождите, мне нужно пойти сверить эти данные; Простите, я должен оставить вас на минуту).
  • Философский выход из ситуации — риторические вопросы или обобщенные высказывания (Все мы субъективны; Все в мире бренно).
  • Попытки отшутиться и шуткой переключить внимание на что-то другое (Не стреляйте в пианиста. Он играет как умеет).

2. Сокращение взаимодействия

  • Перенесение разговора на другое время (Простите, сейчас не могу говорить; Давай вернемся к этому через полчаса).
  • Установление «графика» взаимодействия (Я могу посвящать этому проекту только 1 час в день / 15 минут каждый вечер).
  • Преобразование личной встречи в переписку (Пришлите мне все на e-mail, так будет удобнее работать с цифрами).
Оксана Гафаити,
Первая русская женщина, торгующая Америку.

Понравился пост? Поставьте лайк.
Хотите еще? Подпишитесь на обновления.