Индонезийский Бали славен не только массажными техниками. С техниками продаж на острове храмов и орхидей тоже все оказалось в порядке. Денежный австралийский турист требует сервиса, и местному бизнесу приходится соответствовать. В схожем тонусе держат Доминикану американцы.

Чему можно научиться у жителей этого райского уголка? Природной пластичности, душевному равновесию и способности улыбаться искренне и без натуги. Балийцы — активные продавцы хорошего настроения. Даже полицейские, и те широко улыбаются.

Здесь во всем чувствуется благодарность к туристам. На выходе из небольших магазинчиков, вы непременно услышите: «Спасибо», независимо от того, купили вы что-то или нет. И это работает. Несколько раз замечала, как с прощального «Thank you» все начиналось. Посетитель улыбался в ответ, задерживал взгляд на каком-то товаре и спрашивал о цене, возвращаясь внутрь магазина.

Прав был Сервантес: «Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость«.

 

 

На Бали вы не устанете от навязчивого сервиса и настойчивых продаж, но и не почувствуете себя без внимания. Стоит подойти к стойке меню перед входом в кафе, как из глубины заведения появится официант, улыбнется и встанет неподалеку. Он не станет приставать к вам с расспросами и торопить. Молчаливым присутствием он выражает вам уважение и готовность помочь.

 

балийцы

 

Если вы решите заглянуть внутрь, официант может спросить ваше имя, причем не просто для поддержания беседы, а для того, чтобы, обслуживая, к вам обращаться по имени. Отмечу, что речь идет о среднеценовых кафе и ресторанах. И чем дальше вы от центральных улиц и культовых курортов, тем вкуснее цены и радушнее сервис.

 

 

Балийцы умеют превосходить ожидания и оставлять приятное послевкусие. До ужина вам могут подать welcome drink и welcome bread, а после — фруктовые дольки на банановом листе. Учитывая то, что в местных кафе невкусно поесть почти невозможно, дальновидные владельцы придумывают, как вас заманить.

 

Балийцы не ждут, когда к ним придет клиент, они идут к нему сами, выходя на улицы и зазывая внутрь. Рестораны, что подороже, «выгоняют» на улицу своих поваров. То, как ловко они разделывают крабов, запекают хрустящую рыбу и скворчат креветками в кокосовом масле — действо, скажу я вам, будоражащее аппетит и обильное слюноотделение.

 

 

За клиента здесь сражаются все. Не удивляйтесь, если отвезя вас до места и зная, что вскоре вы поедете назад, частный водитель не возьмет с вас платы и предложит расплатиться по возвращении. Он готов рисковать, чтобы получить возможность дополнительно заработать.

 

 

Здесь ценят деньги и знают им счет. Счета приносят мгновенно, чаевым удивляются, а те, что оставлены в номере, не берут. Торгуются открыто, без какого-либо недовольства и возмущения. Правда, размеренно и неторопливо, т.е. долго.

 

 

Балийские продавцы редко называют цену первыми — чаще предлагают озвучить свою, чтобы проверить, насколько вы в теме. Переговоры о цене строят на контрасте, говоря: «Обычно это стоит…, но для вас могу сделать специальную цену».

Аргумент «обычной цены» особенно популярен на рынках. На вопрос о скидке продавцы отвечают: «It’s local price» — мол, это и так нормальная цена — какая может быть скидка?» Возразить что-либо в ответ сложно — им, местным, видней.

Оксана Гафаити,
Первая русская женщина, торгующая Америку.

Понравился пост? Поставьте лайк.
Хотите еще? Подпишитесь на обновления.