Быть инвестором значит управлять своим делом. Очевидно, что справедливо и обратное. Управлять своим делом значит быть инвестором. Но сколько предпринимателей относится к своему бизнесу как к инвестиции? Я имею в виду не только вложение сил, денег и времени, но и возврат на эти вложения.

Для многих свой бизнес — это рабочее место, хобби или любимое детище, но явно не инвестиция. И явно не выгодная. А жаль. Вспоминая о прибыли в последнюю очередь, предприниматели сами лишают себя радости бизнес-бытия. Радости заниматься любимым делом, получая достойные деньги.

А что так можно? Да только так и можно. По закону денег и бизнеса. И если с самооценкой на старте может быть туго, то с оценкой бизнеса все должно быть в порядке. Сделка должна быть выгодной с самого начала. Вот он — заглавный принцип инвестора.

До того как ввязаться в бой, вы должны понимать, чего будет стоить эта борьба. И стоит ли она того. Это я о финансовой стороне дела. А именно: о возврате на вложенный капитал (где капитал — ваши деньги, время и силы). Вы должны знать, как и когда окупятся ваши вложения. Инвесторы измеряют это с помощью ROI (Return On Investment).

 

roi

где:

ROI — финансовый показатель, характеризующий эффективность инвестиций и выраженный в процентах;

Прибыль — доходы, полученные за время владения активом (бизнесом);

Цена приобретения — цена, по которой был приобретен актив (начат бизнес);

Цена продажи — цена, по которой был продан (или может быть продан) актив по окончании срока владения.

В данной формуле зашифрованы два важных принципа инвестирования. Первый из них заключается в том, что выгодным должно быть не только приобретение, но и владение активом. Или как напутствует мудрость Уолл-стрит: «Никогда не вкладывай деньги в то, что нужно кормить или ремонтировать»».

Второе послание, заключенное здесь, состоит в том, чтобы подсчитывать наличность, а не надежды. Именно к этому призывает инвесторов Уоррен Баффет, расширив до денег жизненный принцип «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Для анализа ROI вам понадобится определить норму прибыли, на которую можно рассчитывать. Это обратит вас к тому, с чего начинается бизнес — к продажам и сбыту. И поставит ребром самый главный вопрос: «Сколько ваши клиенты готовы платить за то, что вы им хотите продать»?

«Сколько это стоит?» и «Стоит ли это столько?» — вот два вопроса, которые, не переставая, задает себе разумный инвестор. Еще Бен Грэхем предупреждал о неизбежной угрозе для тех, кто игнорирует здравый смысл:

«Покупайте акции (то же относится к бизнесу и прочим активам), как покупаете овощи, а не так, как покупаете духи. Действительно устрашающие потери происходят с теми акциями, при покупке которых покупатель забыл задать вопрос: «Сколько это стоит?»