Экономическая добавленная стоимость — Economic Value Added, EVA

Экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added, EVA) — аналитический показатель, представляющий собой прибыль компании от текущей деятельности за вычетом налогов, уменьшенную на величину платы за весь инвестированный в компанию капитал. Используется для оценки эффективности компании с позиции ее собственников.

EVA = прибыль от текущей деятельности — налоги — инвестированный в предприятие капитал (т. е. сумма пассива баланса)* средневзвешенная цена капитала (WACC) или:

EVA = (P — T) — IC*WACC = NP — IC*WACC = (NP/IC — WACC)*IC, где

P — прибыль от текущей деятельности;
T — налоги;
IC — инвестированный в компанию капитал;
WACC — средневзвешенная цена капитала;
NP — чистая прибыль.

Экономическая добавленная стоимость представляет собой инвестиционный взгляд на бизнес, в отличие от подхода, основанного на на анализе бухгалтерской отчетности компании.

 

Экономическая добавленная стоимость, EVA

 

Многие крупные консалтинговые компании предлагают свои системы анализа на базе экономической стоимости. Например, есть модели EVA от KPMG, PWC, Accenture, ATKearney. В свою очередь, компания Stern, Stewart&Со публикует рейтинги, в которых компании ранжированы по стандартизированному показателю «Stern&Stewart Performance 1000».

Во всех моделях экономической стоимости утверждается, что для создания (добавления) стоимости в t-м году должно выполняться одно из условий.

  1. Операционная посленалоговая прибыль компании должна превышать плату за собственный и заемный капитал, а чистая прибыль компании — плату по собственному капиталу.
  2. Доходность инвестированного в компанию капитала должна превышать затраты на капитал: ROСЕ > WACC.

Разность (ROCE – WACC) называется спредом эффективности и является ключевым показателем ранжирования компаний.

Положительное значение экономической прибыли (EVA) характеризует эффективное использование капитала. Отрицательное значение EVA свидетельствует о неэффективном использовании капитала.

Значение EVA, равное нулю, характеризует приемлемость сохранения такого бизнеса на рынке, так как инвесторы получают доходность, которая скомпенсировала им риск вложений.

Концепция EVA — более совершенный инструмент измерения эффективности, чем чистая прибыль, т. к. оценивает не только конечный результат деятельности компании, но и то, какой ценой он был получен.

Одним из недостатков показателя EVA является акцент на прибыли и игнорирование денежных потоков.  В связи с чем некоторые финансовые консультанты продвигают в качестве ключевого показателя CFROI (Cash Flow Return on Investments).

По материалам книги Тепловой Т.В. “Корпоративные финансы”