Оценка товарных запасов

Для оценки конечных запасов и себестоимости реализованных товаров существует несколько методов:

  • метод специфической идентификации (Specific Identification);
  • метод средневзвешенной стоимости (Weighted Average Cost);
  • ФИФО / FIFO (First In — First Out, «первым пришел — первым ушел»);
  • ЛИФО / LIFO (Last In — First Out, «последним пришел — первым ушел»).

Суть метода специфической идентификации состоит в том, что точно известно, какие запасы остались на складе, а какие были реализованы. Поэтому стоимость оставшихся запасов и себестоимость реализованной продукции определяются однозначно. Данный метод применим на предприятиях, торгующих штучным дорогим товаром (автомобилями, драгоценностями и т.п.).

Метод средневзвешенной стоимости основан на предположении, что каждая единица запасов данного периода имеет одинаковую стоимость — средневзвешенную стоимость, рассчитываемую за период. Данный метод применим, когда предприятие, например, занимается торговлей, — продает большое число недорогих товаров (супермаркеты и т.п.).

Метод ФИФО исходит из того, что компания сначала продает старейшие запасы. Суть его состоит в том, что сначала отпускается продукция, которая поступила первой. Таким образом, конечные запасы состоят из последних по времени закупок, и для расчета их стоимости берется стоимость последних по времени закупок.

Метод ЛИФО исходит из того, что компания, что сначала реализует то, что поступило последним. Данный подход, наоборот, предполагает первоочередную продажу товара, поступившего последним. В этом случае конечные запасы будут состоять из первых по времени закупок и для расчета их стоимости берется стоимость первых по времени закупок. Проблема данного метода состоит в том, что с течением времени оценка запасов становится недостоверной, так как включает запасы, цены которых сформировались несколько лет назад.

Для иллюстрации различий между методами обычно используют образ кучи угля. Если покупаемый уголь засыпают наверх, а для расхода берут снизу кучи, мы получаем типичную картину ФИФО («первым пришел — первым ушел»). Сначала используют старый уголь и оставшийся запас оценивают, естественно, по цене последних закупок.

Но если уголь расходуется сверху кучи, мы получим другой типичный случай ЛИФО («последним пришел — первым ушел»). В запасах из года в год будет сохраняться некоторое количество первоначально купленного угля, что отразится в оценке запасов.

В периоды резкого роста цен учет по методу ФИФО ведет к постепенному обновлению цены запасов в направлении текущей цены. В силу этого возрастает и доход, поскольку более старые и более дешевые запасы идут в продажу по новым ценам. При тех же обстоятельствах метод ЛИФО, когда в продажу уходят самые свежие поступления, делает для фирмы недоступным получение дополнительной прибыли от удорожания запасов.

  • Таким образом, если в период инфляции две похожие компании показывают в отчете данные, рассчитанные в одном случае по ЛИФО, а в другом — по ФИФО, то вторая, скорее всего, покажет более высокую прибыль, чем первая.

Метод ЛИФО допускает подтасовку значения дохода, и в большинстве иностранных государств его использование запрещено. По этой причине многие транснациональные корпорации ведут в своих зарубежных филиалах учет по методу ФИФО.

При этом не следует думать, что компании, использующие метод ЛИФО, более консервативны в подходе к учету, чем те, которые используют метод ФИФО. В некоторых отраслях, где цена производимой продукции быстро падает, как это имеет место в производстве полупроводников и компьютеров, оценка товарных запасов по последним поступлениям ведет к снижению себестоимости, а не наоборот.

Из книги «Анализ ценных бумаг» Грэма и Додда, под ред. Коттла С, Мюррея Р. Ф., Блока Ф. Е.