Анализ cравнительный — Сomparable Analysis

Сравнительный (рыночный, мультипликаторный, относительный) анализ  — наиболее распространенный способ оценки актива (компании, акции) при проведении фундаментального (финансового) анализа.

Ключевой его тезис заключается в том, что инвесторы готовы платить за актив не больше той суммы, по которой торгуются его аналоги. Предпосылкой такого подхода стал «закон одной цены» (The Low of One price).

  • Согласно закону одной цены, два одинаковых актива не должны отличаться в цене при хорошо функционирующем рынке и рациональном поведении инвесторов.

Через сопоставление качественных и количественных характеристик (мультипликаторов, коэффициентов) рассматриваемого актива инвестор может найти недооцененные активы на рынке. Преимущество данного метода — в простоте и быстроте определения стоимости, которую называют еще «подразумеваемой стоимостью».

  • Подразумевая стоимость — это оценка, полученная в результате сравнения мультипликаторов, полученных с рынка (по компаниям-аналогам, среднеотраслевым оценкам). Если коэффициент выше «нормы», то актив считается переоцененным; если меньше, то — недооцененным, т. е. выгодным для вложений.

Недостаток сравнительного анализа состоит в субъективности выбора компаний-аналогов и схожих активов. В связи с этим он больше подходит для первичного отбора активов на рынке и для проведения экспресс-оценки.