Стоимость бизнеса: основные понятия

Под стоимостью бизнеса понимается инвестиционная или внутренняя оценка будущих денежных выгод владельцев капитала с учетом риска их вложений. Традиционно стоимость бизнеса определяется как приведенная к выбранному моменту времени оценка будущих денежных потоков, доступных владельцам капитала компании на рассматриваемом временном горизонте.

При этом используется метод дисконтированных денежных потоков (Discounted Cash Flow, DCF), в основе метода которого лежат концепции временной стоимости денег и связи риска с доходностью:

  • Стоимость денег сегодня = Деньги в будущем / (1 + Ставка процента)^период вложений

Рыночная стоимость (Market Value) — обобщенный термин, альтернативный бухгалтерскому (учетному) взглядe на компанию.

Стоимость может рассматриваться с позиции выгод владельцев только собственного капитала, тогда возникает термин «акционерная рыночная стоимость». Если учитываются интересы финансовых и нефинансовых заинтересованных лиц, то правильнее говорить о стейкхолдерской стоимости.

Для обозначения текущей оценки выгод всех финансовых владельцев капитала (собственного и заемного) часто используется термин «рыночная стоимость корпорации» (Value of Firm).

Акцентирование на выгодах, получаемых отдельными заинтересованными лицами, привело к возникновению понятия справедливой рыночной стоимости (Fair Market Value). Следующие термины уточняют понятие справедливой стоимости для конкретных групп заинтересованных лиц:

Фундаментальная стоимость (Fundamental Value) — расчетная оценка, отражающая выгоды владения активами и всем капиталом компании (собственным и заемным) для обезличенного рыночного инвестора. Как правило, эта оценка формируется на базе общедоступной на рынке информации.

Инвестиционная стоимость — расчетная оценка выгод, которая делается под конкретного инвестора на основе доступной для него информации (часто скрытой от широкого доступа). Расчет производится на базе прогнозов денежных выгод покупателя и оценке его инвестиционных рисков.

Внутренняя стоимость (Intrinsic Value) — расчетная оценка выгод существующего собственника компании, которая делается на основе всей имеющейся информации, т.е. с учетом влияния фундаментальных и нефундаментальных факторов создания выгод (стоимости).

По материалам книги Тепловой Т.В. «Корпоративные финансы»