Любое мало-мальски крупное IPO (от англ. Initial Public Offering — первая публичная продажа акций) всегда вызывает один и тот же вопрос: стоит ли в нем участвовать и если да, то как это лучше сделать? Ответить на данный вопрос, можно лишь заглянув в историю и проведя анализ. Провести такой анализ мне помог автор блога Quantrum.me, Александр Румянцев (у него есть Python).

Вот, что мы с ним сделали. Мы зашли на сайт Iposcoop.com и посмотрели, какие компании выходили на биржу в течение последних 12 месяцев (в их числе оказался и нашумевший SnapChat NYSE:SNAP). Собрав тикеры акций в отдельный список, мы проанализировали его по следующим параметрам:

  1. Сектор, к которому принадлежит компания.
  2. Доходность за период при покупке акций до начала торгов.
  3. Доходность за период при покупке акций в день начала торгов.

Поступая так, мы хотели узнать:

  1. Компании из каких секторов вышли на биржу за прошедшие 12 месяцев.
  2. Какую доходность получили инвесторы, купившие бумаги до начала торгов (по цене предложения, Offer price) и в первый день торгов (по цене рынка, Market price).
  3. Как менялась доходность акций в зависимости от срока удержания позиции.

Вот, что у нас получилось:

На диаграммах ниже представлены данные в разрезах секторов по числу IPO за прошедшие 12 месяцев (синий бар) и доходности за 60 и 120 торговых дней. Доходность приведена в зависимости от времени покупки: до начала торгов по цене предложения (зеленый бар); по цене закрытия в первый день торгов (красный бар).

ipo компании, доходность IPO

Доходность акций компаний, вышедших на IPO, через 60 и 120 дней с даты размещения, в разрезе по секторам

Как видно, лидерство по числу IPO принадлежит фармацевтическому (Health Care), технологическому (Technology), финансовому (Financials)  и потребительскому (Consumer Goods) секторам. Здесь больше всего данных и для анализа следует рассматривать именно их.

Наиболее интересными с точки зрения доходности оказались IPO компаний в финансовом, технологическом и потребительском секторах. Инвесторы, вложившиеся в них, могли получить в среднем 10% через 60 торговых дней (или 3 месяца). При условии, что они покупали акции по цене предложения до начала торгов.

Когда покупать акции на IPO?

Разница во времени покупки имела критическое значение для владельцев бумаг, особенно в Health Care и Technology. В данных секторах бумаги, купленные в первый день торгов на бирже, показали убыток по прошествии 60 дней и 120 дней, соответственно. Данные графики говорят нам о том, что, участвуя в IPO, выгодней покупать акции до начала торгов, а не в день размещения. Это же подтверждают и приведенные ниже выкладки.

На графиках представлена доходность активов спустя указанное количество дней после IPO. Синие столбцы — это доходность при покупке до начала торгов, зеленые — доходность по цене закрытия при покупке в первый день торгов. Горизонтальные линии — медианы доходности по всем компаниям.

Положение медиан на диаграммах указывает на преимущество тех инвесторов, которые приняли на себя больший риск и вошли в бумаги до их размещения на бирже. Однако следующий график говорит нам о том, что инвесторы, которые купили акции спустя 20 дней с начала торгов, также не остались в накладе. При условии, что они держали бумаги 100 дней их доходность по медиане составила +12.7%.

IPO акций компаний

Доходность акций компаний, вышедших на IPO, c 20-го по 120-ый торговый день с даты размещения

Какую ожидать доходность?

В завершение посмотрим доходности от IPO и сравним их с вложениями в рынок акций. На графике ниже приведены доходности (в годовом исчислении) ETFов на основные рыночные индексы: Dow Jones Industrial Average (DIA), Nasdaq 100 (QQQ), S&P 500 (SPY), iShares Russell 2000 Index (IWM) и от участия в IPO в зависимости от времени входа.

Динамика доходности от IPO в сравнении с рынком акций США

Как видно, участие в IPO компаний позволило превзойти по доходности рынок. При этом наибольший возврат от инвестиций (60,7% годовых) дала покупка бумаг до начала торгов на бирже. Вход в первый и двадцатый день торгов принес бы 33,9% и 29,23% годовых, соответственно.

В свою очередь доходность от вложений в S&P 500, QQQ и IWM за тот же период составила 23,6%, 25,6%, 35,8%, соответственно. Очевидно, что при доходности широкого рынка в 23,6% участие в IPO было оправданно только через покупку акций до начала торгов. В таком случае можно было рассчитывать на адекватную премию за риск.

Резюме

Учитывая все вышесказанное, ответ на заданный в начале вопрос об участии в IPO звучит так. Участие в IPO имеет экономический смысл, но входить в бумаги нужно по цене предложения, то есть до начала биржевых торгов. Потому как когда акция попадает на рынок, ее средняя доходность стремится к рыночной, а волатильность (изменчивость цены) при этом остается значительно выше. В результате чего участие IPO на открытом рынке может не компенсировать риск.

Полезные ссылки 

Узнать о предстоящих IPO компаний можно на сайтах Nasdaq и NYSE.

Хотите узнать, как чувствовали себя акции компаний через год после первичного размещения? Перейдите по следующей ссылке.

В статье на Banki.ru «Игра с единорогами: стоит ли участвовать в IPO американских компаний» наряду с моим комментарием вы найдете мнения других инвесторов и экспертов рынка. Прочитать ее можно здесь.

 Хотите участвовать в IPO американских компаний? Вы можете сделать это c United Traders .

Если у вас остались вопросы, напишите их в комментариях ниже, я вам отвечу. Также вы всегда можете обратиться ко мне за консультацией или пройти мои практикумы.

Оксана Гафаити,
Первая русская женщина, торгующая Америку.

Понравился пост? Поставьте лайк.
Хотите еще? Подпишитесь на обновления.
2017-06-24T17:14:48+00:00 16.03.2017|Время чтения 6 мин.|Рубрики: О деньгах и инвестициях|Метки: |11 комментариев