Если у Вас небольшая компания, то с парадного входа на массовый рынок Вы вряд ли войдете. Да и тягаться по качеству или цене с компаниями-лидерами не всегда возможно. А потому выход один – искать свою рыночную нишу. Впрочем, эта задача актуальна не только для малого бизнеса.

“Масса современных потребителей больше не выглядит однородной. Время товаров массового потребления безвозвратно ушло, – пишет Крис Андерсон в своей книге “Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса”.

Сегодня на рынке царит “рай выбора”, и в этот “рай” попадут компании, которые смогут найти своих нишевых потребителей и предложить им товар, отвечающий их ожиданиям. Наступили новые времена, требующие новых бизнес-моделей, и “длинный хвост” – одна из них.

Свою теорию “длинного хвоста” Андерсон представляет в виде большого динозавра с маленькой головой (символизирующей хиты продаж) и бесконечно длинным хвостом (символизирующим бесконечные возможности нишевых продаж).

длинный хвост

Кривая спроса постепенно смещается с продаж небольшого числа “хитов” к большому количеству специфичных, нишевых продуктов в ее “хвосте”.

рыночная ниша

Андерсон приводит в пример интернет-магазин Amazon, где 57% продаж составляют не бестселлеры, а книги, отсутствующие в большинстве оффлайновых книжных магазинов, и Netflix, где 20% фильмов, взятых напрокат, не идут на большом экране и не продаются в обычных магазинах.

Для бизнеса это означает, что:

  • не обязательно гнаться за лидерами рынка, конкурируя с ними на их территории;
  • во всех нишах, подкрепленных спросом, можно создать прибыльный бизнес;
  • для успеха проекта не обязательно нравиться всем – достаточно на 100% удовлетворять потребности определенной группы;
  • прибыль от продаж в нишах “длинного хвоста” больше, чем от продаж бестселлеров, блокбастеров и прочих хитов.

Очевидно, что поиск ниши потребует сил, но если присмотреться, то за каждым успешным товаром на рынке тянется хвост перспективных возможностей. Это и продажа дополнительных аксессуаров, и предложение сопутствующих услуг и пр.

Кроме того, современному потребителю важно быть нужным и значимым. Сделайте его соавтором бизнеса, дав ему право голоса, и слушайте, слушайте, слушайте – и Вы нащупаете новую нишу.