Специалисты “Левада-центра” попробовали составить портрет российского предпринимателя, опросив россиян. Получился не желающий честно работать авантюрист, склонный к жульничеству и махинациям. При этом о западных предпринимателях респонденты значительно лучшего мнения: это – трудолюбивый профессионал, щедрый, благородный, с деловой хваткой.

Портрет российского предпринимателя

Вопросов к опросу много, так же, как и к респондентам. Где, интересно, они разглядели щедрость в западном предпринимателе? В благотворительности? Так на то у них есть налоговый стимул. Бизнес – это не щедрость, бизнес – это расчет. Разница только в том, на что делать этот расчет: на себя или государство; на сегодня или на завтра.

Нажиться сегодня или вложиться сегодня (ради завтра) – два подхода к проживанию жизни и ведению дел. Вся Россия живет одним днем, отсюда, и бизнес такой же, урывками, и компании “однодневные”.  Все одноразово, одномоментно и неупорядоченно (это к вопросу о порядочности – она там, где порядок). И дело уже не в том, что в России о завтра не думают, а в том, что в завтра не верят. В том числе и предприниматели.