Индонезийский Бали славен не только массажными техниками. С техниками продаж на острове храмов и орхидей тоже все оказалось в порядке. Денежный австралийский турист требует сервиса, и местному бизнесу приходится соответствовать. В схожем тонусе держат Доминикану американцы.

Чему можно научиться у жителей этого райского уголка? Природной пластичности, душевному равновесию и способности улыбаться искренне и без натуги. Балийцы – активные продавцы хорошего настроения. Даже полицейские, и те широко улыбаются.

Здесь во всем чувствуется благодарность к туристам. На выходе из небольших магазинчиков, вы непременно услышите: “Спасибо”, независимо от того, купили вы что-то или нет. И это работает. Несколько раз замечала, как с прощального “Thank you” все начиналось. Посетитель улыбался в ответ, задерживал взгляд на каком-то товаре и спрашивал о цене, возвращаясь внутрь магазина.

Прав был Сервантес: “Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость“.

 

 

На Бали вы не устанете от навязчивого сервиса и настойчивых продаж, но и не почувствуете себя без внимания. Стоит подойти к стойке меню перед входом в кафе, как из глубины заведения появится официант, улыбнется и встанет неподалеку. Он не станет приставать к вам с расспросами и торопить. Молчаливым присутствием он выражает вам уважение и готовность помочь.

 

балийцы

 

Если вы решите заглянуть внутрь, официант может спросить ваше имя, причем не просто для поддержания беседы, а для того, чтобы, обслуживая, к вам обращаться по имени. Отмечу, что речь идет о среднеценовых кафе и ресторанах. И чем дальше вы от центральных улиц и культовых курортов, тем вкуснее цены и радушнее сервис.

 

 

Балийцы умеют превосходить ожидания и оставлять приятное послевкусие. До ужина вам могут подать welcome drink и welcome bread, а после – фруктовые дольки на банановом листе. Учитывая то, что в местных кафе невкусно поесть почти невозможно, дальновидные владельцы придумывают, как вас заманить.

 

Балийцы не ждут, когда к ним придет клиент, они идут к нему сами, выходя на улицы и зазывая внутрь. Рестораны, что подороже, “выгоняют” на улицу своих поваров. То, как ловко они разделывают крабов, запекают хрустящую рыбу и скворчат креветками в кокосовом масле – действо, скажу я вам, будоражащее аппетит и обильное слюноотделение.

 

 

За клиента здесь сражаются все. Не удивляйтесь, если отвезя вас до места и зная, что вскоре вы поедете назад, частный водитель не возьмет с вас платы и предложит расплатиться по возвращении. Он готов рисковать, чтобы получить возможность дополнительно заработать.

 

 

Здесь ценят деньги и знают им счет. Счета приносят мгновенно, чаевым удивляются, а те, что оставлены в номере, не берут. Торгуются открыто, без какого-либо недовольства и возмущения. Правда, размеренно и неторопливо, т.е. долго.

 

 

Балийские продавцы редко называют цену первыми – чаще предлагают озвучить свою, чтобы проверить, насколько вы в теме. Переговоры о цене строят на контрасте, говоря: “Обычно это стоит…, но для вас могу сделать специальную цену”.

Аргумент “обычной цены” особенно популярен на рынках. На вопрос о скидке продавцы отвечают: “It’s local price” – мол, это и так нормальная цена – какая может быть скидка?” Возразить что-либо в ответ сложно – им, местным, видней.

Оксана Гафаити,
автор MindSpace.ru и Trades.MindSpace.ru

Понравился👍 пост? Оставьте свой комментарий ниже👇.
Получайте мои идеи по рынку в Telegram📣: @Mindspace_ru