1. Главная
  2. Оценка бизнеса
  3. 3 подхода к оценке компании

3 подхода к оценке компании

Инвестиционные решения можно рассматривать как единый процесс, в котором особую роль играет анализ ценных бумаг. В процессе принятия инвестиционных решений заключается в выделении недооцененных или умеренно оцененных ценных бумаг, которые почти наверняка принесут желаемый результат. В ходе оценки ценных бумаг аналитик должен:

  • Получить верное представление о деятельности компании за достаточно представительный период времени (5-10 лет).
  • Тщательно оценить прибыльность компании в настоящий момент.
  • Составить прогноз будущей прибыльности и роста и при этом дать разумную оценку надежности прогноза.
  • На основе всех предыдущих оценок оценить саму компанию и ее ценные бумаги, причем эта оценка должна быть в среднем более надежной, чем рыночная.

Чтобы получать надежные результаты, аналитик должен подходить к делу настойчиво, тщательно и последовательно. Нельзя ничего принимать на веру и нельзя терять скептического отношения к миру.

Существуют три общие концепции, или подхода, к анализу и оценке обыкновенных акций компании. Первый и самый старый подход заключается в оценке будущей рыночной эффективности. В точном смысле слова это не оценивающий подход, поскольку здесь не осуществляется внерыночная оценка акций. Поэтому мы называем этот подход предвидением. Второй и третий подходы представляют собой явную оценку внутренней стоимости и относительной стоимости.

1. Предвидение

В случае реализации этого подхода инвестор получает длинный перечень акций, которые «переиграют» рынок в следующие, скажем, 6—12 месяцев. Этот подход базируется на допущении, что текущая рыночная цена большей частью вполне адекватно отражает нынешнюю ситуацию для акций, в том числе и общее мнение (консенсус) об их будущем.

2. Оценка внутренней стоимости

Второй подход, резко контрастирующий с первым, пытается оценивать акции независимо от их рыночной цены. Оценка внутренней стоимости – это попытка определить, чего акции стоят на деле, то есть ту цену, по которой они продавались бы, если бы нормальный рынок смог дать им верную цену. Этот подход является базовым для нашего представления об анализе ценных бумаг.

Традиционное определение внутренней стоимости подчеркивает роль фактов: стоимость должна быть подтверждена активами, доходами, дивидендами, перспективами и свойствами управления.

Главными компонентами оценки внутренней стоимости действующего предприятия являются следующие 4 фактора доходности:

  1. Уровень нормальной способности получать прибыль и быть прибыльным при эксплуатации существующих активов, отличающийся от отчетных показателей доходности, которые нередко бывают искажены всякими временными обстоятельствами.
  2. Реально выплачиваемые дивиденды или способность их выплачивать в настоящем и в будущем.
  3. Реалистическая оценка потенциального роста доходности.
  4. Стабильность и предсказуемость количественных и качественных прогнозов будущей экономической стоимости предприятия.

3. Оценка относительной стоимости

Третий подход направлен не на внутреннюю, а на относительную стоимость. При этом подходе аналитики не принимают идею полной независимости внутренней стоимости от текущего уровня цен на акции, а вместо этого стремятся определить относительную стоимость акции в терминах существующего рыночного уровня цен.

Например, можно задать уровень капитализации для конкретного выпуска относительно уровня капитализации доходов или дивидендов какой-либо выбранной группы акций вроде S&P 500 относительно текущего уровня капитализации для группы отраслевых акций или сопоставимой группы акций роста, к которым можно отнести оцениваемые акции.

Из книги «Анализ ценных бумаг» Грэма и Додда, под ред. Коттла С, Мюррея Р. Ф., Блока Ф. Е.

Предыдущая запись
Экономическая добавленная стоимость – Economic Value Added, EVA
Следующая запись
Анализ эффективности компании для инвестиций
Меню