Где-то прочитала, что дивиденды от инвестиций в банк Goldman Sachs приносят Уоррену Баффету $16 в секунду. Звучит неплохо, однако, стоит добавить, что и акций миллиардер купил на $5 млрд. Очевидно, знал он, что делал. У Баффета с этим строго: он покупает лишь то, что знает.
Он не признает диверсификации и ищет компании, обладающие финансовой целостностью и внутренней ценностью. Ему нужна предсказуемость и стабильность дохода. Как точно заметил Р. Кийосаки, Баффет хочет быть уверен, что деньги будут поступать и в дождливую, и в ясную погоду.
В книге “Поднимите свой финансовый IQ” Роберт приводит следующий список вопросов, которыми задается Баффет, анализируя компанию перед покупкой:
- Способна ли компания зарабатывать больше денег?
- Занимает ли она собственную рыночную нишу?
- Как она распоряжается имеющимися ресурсами?
- Способна ли компания расширить свою деятельность, используя эффект рычага?
- Стоит ли во главе ее команда умных и информированных людей?
Другой Роберт, Роберт Хагстром, в книге “Уоррен Баффет: как 5 долларов превратить в 50 миллиардов” приводит более развернутый вариант этих вопросов:
- Прост и понятен ли бизнес компании?
- Стабильна ли на протяжении длительного времени экономическая ситуация в компании?
- Благоприятны ли долгосрочные перспективы ее развития?
- Действует ли руководство компании рационально?
- Искренне ли руководство компании с акционерами?
- Способно ли руководство противостоять институциональному императиву (стадному чувству)?
- Какова величина показателя доходности акционерного капитала (ROE)?
- Какова величина показателя “прибыль собственников” компании?
- Какова величина коэффициент рентабельности продаж компании (ROS)?
- В состоянии ли компания создавать по меньшей мере 1 доллар рыночной стоимости на 1 доллар нераспределенной прибыли?
- Какова действительная стоимость компании?
- Возможна ли покупка компании по цене значительно ниже ее действительной стоимости?
В этих вопросах – суть стратегии, которой придерживается Уоррен Баффет и его Berkshire Hathaway. А как вы оцениваете эффективность своего бизнеса? Смотрите ли вы на него глазами инвестора? Привлекателен ли он для сторонних инвесторов или дорог лишь вам, как родное любимое чадо?
“Я имею возможность стать более успешным инвестором, потому что я бизнесмен, – говорит Баффет, – и я могу добиться более весомых результатов, как бизнесмен, поскольку я инвестор”.
Не каждый бизнесмен – инвестор, и не каждый инвестор – бизнесмен. Бизнесмен и инвестор – это два разных типа мышления, но совместив их, вы добьетесь успеха и в бизнесе, и в инвестировании.
Войдите через социальные сети, чтобы оставить комментарий