– Чем вы занимаетесь, когда у вас много денег?
– Не помню.
Работа с деньгами приучила меня больше верить бумаге, чем памяти. Нет, тьфу-тьфу-тьфу, на память не жалуюсь, зато знаю: она избирательна и любит приврать. Не столько ради обмана, сколько ради эффекта, который психологи окрестили эффектом радужного прошлого, а по науке – ностальгических предубеждений. Суть его в том, что мы склонны оценивать события прошлого более позитивно, чем в тот момент, когда они происходили.
Что тут сказать? Прошлое всегда звучит заманчиво. Не верите? Проверьте сами. Начните записывать свои мысли в процессе принятия решений, и вы удивитесь тому, как восприятие исказит их со временем. Ведя “летопись” своих решений, вы избавитесь от избытка иллюзий, а применительно к бюджету – от лишних затрат.
Подвох ностальгии еще и в том, что в ретроспективе нам свойственно преувеличивать наши способности и достижения. Мы перестаем трезво оценивать произошедшее и избегаем ответственности. Так, неудачные инвестиции мы склонны списать на нестабильность на рынке, а удачные – приписать себе вместе с даром провидца.
Вместо того, чтобы списывать или приписывать, не честней ли записывать? Аргументы, идеи, мотивы – все то, что движело при принятии решений. Это не даст потерять связь с реальностью. Думая на бумаге, вам все реже придется оправдывать “плохие покупки” и вылезать из капкана долгов и рационализации.
Что такое рационализация? Это поиск хорошей причины для плохого решения; разумного довода для неразумной покупки; одним словом, маховик продаж и потребкредитов. Думаю, продавцы уже уловили, о чем идет речь. Вспомнить хотя бы прием продаж “по цене чашки кофе” – убедительный способ рационализации.
Это когда стоимость товара делится на время его использования. Телевизор за 60 000 рублей, скорей всего, воспримется дорого, но при использовании в течение 5 лет он обойдется всего в 33 рубля в день. Доступнее чашки кофе! А если так, то почему бы и нет? Вот так любая трата становится вдруг рациональной.
Самое время достать блокнот и примирить на бумаге разум с желанием. Тем более, схватка обещает быть жаркой – ведь обе части нашего “я” сражаются за одни и те же деньги. Выразительно процесс этой борьбы описал Дэвид Крюгер: “Когда голос разума говорит: “Пора копить деньги на старость”, желания отвечают: “Давай-ка для начала закажем еще рюмочку хорошего коньяка и купим новый плазменный телевизор!”
Войдите через социальные сети, чтобы оставить комментарий