От того, насколько грамотно подобрано и спланировано торговое помещение, зависит, будет ли пребывание в Вашем магазине комфортным для посетителей. Чем удачнее планировка магазина, тем больше времени проведут в нем покупатели, и тем выше будет уровень продаж.
Идеальным решением для магазина является помещение квадратной или прямоугольной формы. Главное, чтобы прямоугольник не был слишком вытянутым: оптимальным считается соотношение сторон 2:3 или 1:2 при высоте потолка 3,3 м.
Чем проще форма торгового зала, тем он эффективней и функциональней. И все внимание покупателя обращено на товар.
Помимо формы помещения на удобство магазина влияет способ размещения торгового оборудования.
Планировка торгового зала может быть линейной (“решетка”), боксовой (“петля”), выставочной или произвольной. Выбор расстановки зависит от профиля торговли, ценового сегмента и особенностей целевой аудитории.
Планировка магазина по принципу “решетка”
Название “решетка” говорит само за себя: планировка по данному принципу предусматривает линейное размещение прилавков и стеллажей, отделенных проходами. Большинство продовольственных магазинов организовано именно так.
Плюсами такой расстановки являются эффективное использование торговых площадей и хороший обзор зала. Но однообразие стеллажей и прилавков, выстроенных в одну линию, быстро утомляет посетителя. Оживить восприятие покупателя можно, используя оборудование разной конфигурации (по высоте, форме и внешнему виду).
При линейной планировке важно выбрать оптимальную ширину проходов. Она зависит от поведения покупателей в различных зонах магазина, а также от высоты стеллажей (чем выше стеллажи, тем шире должен быть проход).
- Для прохода посетителя с корзиной требуется 0,8 м.
- Для того, чтобы покупатели могли разойтись в проходе, нужно 1,4- 2 м (при наличии тележки).
- Для того, чтобы посетитель мог наклониться к нижней полке, необходимо предусмотреть 1 м.
Слишком широкие проходы не эффективны тем, что съедают много площади, а покупатели осматривают лишь тот товар, который размещен на ближайшем к ним стеллаже.
Планировка магазина по принципу “петля”
Такую планировку еще называют боксовой потому, что торговый зал разбивается на секции, изолированные друг от друга. Торговое оборудование размещается так, что образует своего рода петлю, направляя посетителей по нужному маршруту и заставляя их обойти весь магазин. Яркий пример такой планировки – магазины IKEA. По тому же принципу организованы крупные торговые комплексы и мебельные центры.
Преимущество боксовой планировки в том, что внимание посетителей не снижается, и они совершают больше импульсных (незапланированных) покупок. Недостатком же часто является то, что покупателям сложно двигаться в обратном направлении, так как приходится идти навстречу основному потоку.
Выставочная планировка магазина
Особенностью выставочной планировки является то, что стеллажи или прилавки, размещенные вдоль стен, дополняются островами с сопутствующим торговым оборудованием. Такими островами могут быть манекены, мебель, различные конструкции или сам товар.
Выставочная планировка традиционна для магазинов светильников и предметов интерьера, а также при продаже обуви и спортивных товаров. Преимущество такой экспозиции в том, что она не только привлекает внимание посетителей магазина, но и предоставляет свободный доступ к товару, позволяя осмотреть его со всех сторон.
Произвольная планировка магазина
Произвольный тип планировки идеален для небольших магазинов и бутиков. Здесь нет системности в расстановке торгового оборудования и движение покупателей по залу спонтанно и естественно. Такая непринужденная обстановка больше всего нравится посетителям.
Правда, для свободной расстановки вряд ли подойдет стандартное оборудование, а значит, вырастет и стоимость планировки. Размещая в магазине уникальные конструкции, стоит помнить о том, что они затрудняют видимость торгового зала и снижают контроль за посетителями.
Для того, чтобы выделиться и уйти от однообразия, все больше магазинов используют смешанный вид планировки, комбинируя различные способы размещения торгового оборудования.
Правило “золотого треугольника”
В мерчандайзинге есть правило “золотого треугольника”, согласно которому при планировании магазина нужно задействовать следующие точки торгового зала: вход, самый продаваемый товар и кассу.
Эти точки образуют вершины “золотого треугольника”, и чем больше пространства оказывается внутри треугольника, тем выше объем продаж в магазине.
При планировке по правилу “золотого треугольника” получается, что покупателю, зашедшему, например, в продуктовый магазин за хлебом, нужно пройти через весь торговый зал. По пути к нужному товару он может что-нибудь купить. Затем, взяв нужный товар и отправившись к кассе, он может приобрести что-нибудь еще. В итоге покупает больше, чем планировал.
Как оценить эффективность планировки?
Планировку магазина можно считать удачной, если удалось достичь равновесия между комфортом для покупателей и эффективным использованием торговых площадей. Определить отдачу от площадей можно с помощью простой формулы расчета коэффициента установочной площади (Ку).
Ку = площадь оборудования / общая площадь торгового зала
При этом для магазинов, использующих прилавки, под площадью оборудования понимается не только площадь самих прилавков, но и площадь, которая недоступна покупателям (проходы между прилавками и стеной).
Оптимальная величина Ку должна быть в диапазоне 0,25-0,35:
- для продуктовых магазинов и магазинов самообслуживания Ку = 0,3;
- для магазинов обуви Ку = 0,33;
- для магазинов одежды Ку = 0,28.
При коэффициенте ниже 0,25 магазин можеть выглядеть слишком пустынным, и посетителям в нем может быть не уютно. Если полученный коэффициент превышает 0,35, то, скорее всего, торговый зал перегружен оборудованием и посетителям в нем трудно перемещаться и выбирать товар.
Войдите через социальные сети, чтобы оставить комментарий