Инвестируя в акции, я инвестирую в бизнес, и потому всегда стараюсь понять, что за компания стоит за бумагой и что от нее ожидать. А так как свои ожидания я измеряю будущей прибылью, то начинаю с того, что оцениваю способность компании ее создавать.
Для этого захожу на сайт Finviz.com, ввожу в поиске тикер компании, например, INTC (символ Intel Corp.) и на открывшейся странице (см. рис. ниже) смотрю показатели прибыли на акцию (EPS) и рентабельности по каждой из прибыли: валовой, операционной и чистой (о том, как формируется каждый вид прибыли, я пишу здесь).
3 метрики для оценки эффективности компании
1. Маржа валовой прибыли (Gross Margin) или рентабельность продаж позволяет понять, сколько компания получает с продаж за вычетом себестоимости – стоимости проданных товаров.
Чем выше Gross Margin, тем меньше затраты компании на производство (закупку) продукции и тем выше ее маржа (она же: наценка).
- Высокая маржа валовой прибыли для бизнеса – страховой запас, обеспечивающий ему ценовую гибкость и конкурентную стойкость. Высокой маржой я считаю уровень 60-70%; в свою очередь, У. Баффет выбирает компании с Gross Margin более 40%.
Значение Gross Margin я соотношу с показателем оборачиваемости складских запасов (Inventory Turnover). Найти его можно, введя тикер компании на сайте Morningstar.com, в разделе Key Ratios (Ключевые показатели) на вкладке Efficiency (Эффективность).
- Чем дольше в компании обновляется склад (оборачиваются запасы), тем выше должна быть рентабельность ее продаж (Return On Sales, ROS).
2. Операционная маржа (Oper. Margin) дает представление об уровне тех затрат, которые пошли на изготовление (доставку) товара, его продажу и продвижение. Высокий показатель операционной маржи может быть результатом отлаженного производства, стратегии сбыта и контроля издержек, а может быть обусловлен специализацией бизнеса (например, его технологичностью или автоматизацией).
3. Маржа чистой прибыли (Net Profit Margin) показывает, какую доходность приносит бизнес за вычетом всех затрат. Это доля той прибыли, которая остается собственникам компании и может быть направлена на инвестиции в бизнес и/или распределена среди акционеров.
- Чем выше Net Profit Margin, тем выше конкурентоспособность компании и эффективней ее руководство, и тем легче ей встречать вызовы рынка и реагировать на изменения.
В свою очередь размер прибыли, приходящийся на обыкновенную акцию (Earnings Per Share, EPS) зависит не только от величины чистой прибыли (Net Income), но и от числа акций в обращении (Shares Outstanding). В результате чего компания может легко управлять показателем EPS, выпуская бумаги и/или выкупая их с рынка.
- Так, если чистая прибыль компании росла, а EPS при этом снижался, значит компания увеличила объем своих акций.
Для того, чтобы узнать, как менялось число акций компании в последнее время, я смотрю в ее балансе статью Weighted Average Shares с учетом возможного разводнения (Diluted) или, что проще, на интерактивном графике сайта Gurufocus.com, выбрав в параметрах Shares Outstanding (Количество акций).
Уже этих трех метрик, проанализированных в динамике, достаточно для того, чтобы понять: вы имеете дело с прибыльной и эффективно управляющей расходами компанией или нет.
Войдите через социальные сети, чтобы оставить комментарий