Есть байка о том, что Джон П. Морган в 1929 году за несколько дней до биржевого краха успел избавиться практически от всех акций, которыми владел. Комиссия Конгресса США заподозрила Моргана в использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком.
Банкир объяснил, что решение о продаже он принял, когда его чистильщик обуви поинтересовался перспективами акций железнодорожной компании, которые он недавно купил в некотором количестве. “Когда на рынок приходят чистильщики обуви, профессионалам на нем больше делать нечего”, – резонно решил финансист.
Те, кто громко кричит о том, что все будет падать, как правило, уже продали и ждут момента, чтобы купить дешевле. Но они своими заявлениями оказывает информационное давление на тех, кто еще сомневается и не принял решения о продаже.
Общее настроение на рынке задается настроением участников по принципу “один человек – одно мнение”. В спокойной ситуации число покупателей примерно равно числу продавцов.
Но в пиковый (кризисный) момент количество продавцов намного больше, чем количество покупателей, и создается впечатление, что продают практически все.
Однако, цена – это равновесие спроса и предложения в денежном эквиваленте, а не по количеству участников. И если записать это в виде формулы, то она будет выглядеть так:
Vbuy * Qbuy = Vsell * Qsell, где
Qsell – число продавцов;
Vsell – средняя сумма, полученная продавцом;
Qbuy – число покупателей;
Vbuy – средняя сумма, заплаченная покупателем.
Средняя сумма, которую тратят покупатели, намного больше, чем средняя сумма, которую выручают продавцы (Vbuy > Vsell). Иными словами, большому числу мелких продавцов противостоит небольшая, но финансово могучая кучка покупателей.
Похожая картина складывается, когда рынок достигает максимальных значений и царит всеобщая эйфория. Только в этот момент огромному количеству мелких покупателей противостоит небольшое количество крупных продавцов (как в байке с Морганом).
- Это объясняет, почему богатые богатеют, а бедные беднеют, и почему 20% населения контролируют 80% активов – они выбирают правильное время. Для покупки и для продажи. И не только на фондовом рынке, а в целом по жизни.
Мыслить как инвестор (или, если хотите: думать как миллионер) совсем не сложно – достаточно следовать здравому смыслу. Сложнее другое – не следовать за толпой. И это к вопросу о массовой эйфории (или истерии?) “чтобы все как у людей”: свадьба обязательно летом, новый ТВ непременно под Новый год, а в отпуск – на майские праздники…
Войдите через социальные сети, чтобы оставить комментарий