Это продолжение. Начало здесь.
В предыдущем обзоре я рассказала о том, как оценивать эффективность компании. В этом обзоре я поделюсь с вами тем, как выявлять ее потенциал. Под потенциалом компании я подразумеваю способность ее бизнеса генерировать прибыль. И для того чтобы проверить эту способность, я смотрю на результаты работы компании в предыдущих периодах.
Динамику прошлых объемов продаж и прибыли я ищу на Morningstar.com: он дает наиболее глубокий срез (за 10 лет). Здесь, введя в поиске тикер компании, я перехожу в раздел Key Ratios и анализирую данные вкладок Profitability (Рентабельность) и Growth (Рост).
По темпам роста продаж и прибыли можно быстро понять, в каком направлении движется бизнес (наращивает обороты или сдает позиции) и оценить его предсказуемость (чем нестабильней динамика, тем сложней прогнозировать рост).
При этом неравномерность прироста может предупреждать о цикличности бизнеса. Зависимость бизнеса от экономических циклов – важный момент в оценке его потенциала, т.к. цикличные и нецикличные компании по-разному ведут себя в кризис. Подробней об этом я пишу здесь и здесь.
Хорошо, когда чистая прибыль (Net Income) по темпам роста опережает продажи (Revenue). Это говорит о возможном апсайде, но чтобы он реализовался, продажи и прибыль должны продолжать расти. В связи с этим важно узнать, есть ли в компании стратегия роста и увеличения продаж. Следующие вопросы мне помогают это понять.
7 вопросов для оценки потенциала компании
- Каково положение компании на рынке (занимаемая доля, узнаваемость, присутствие в регионах)?
- Есть ли у компании уникальное преимущество (бренд, технология, патенты) и насколько оно устойчиво в условиях рынка (легко его скопировать конкурентам)?
- Какова ценность товара в глазах потребителя и насколько легко он готов его заменить (на альтернативный товар конкурента)?
- Насколько продажи компании зависимы от одного рынка, вида товара, типа клиента, дистрибьютера и поставщика?
- Что может привести к падению продаж (появление новых игроков, ценовой демпинг, ухудшение ситуации в экономике, смена технологий и потребительских предпочтений)?
- Как компания намерена расти: расширяя ассортимент, увеличивая сеть дистрибьютеров и точек продаж, развивая новые каналы сбыта, выходя на новые рынки, через слияния и поглощения?
- Насколько бизнес стандартизирован и тиражируем? Есть ли в компании отлаженные модели роста (лицензии, франшизы, дистрибьютерские соглашения)? Есть ли опыт работы на внешних рынках?
Ответы на эти вопросы я ищу в годовом отчете (10-K) компании (скачать его можно на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США), прежде всего, в разделах:
- Бизнес (Business): он дает взгляд на компанию изнутри, позволяя увидеть ее модель и стратегию ведения бизнеса.
- Риски (Risk Factors): он дает взгляд на компанию с позиции рынка, позволяя понять ее конкурентоспособность и оценить силу внешних угроз.
Как оценить эффективность компании в разрезе рынка
Разобравшись с бизнес-моделью и оценив ее риски, я анализирую эффективность компании относительно рынка. Другими словами, смотрю на то, как она росла по сравнению со своим отраслевым сегментом. Для того, чтобы это узнать, я использую сайт Reuters.com. Введя тикер компании и нажав в меню вкладку Financials, я смотрю цифры разделов Growth Rates (Ставки роста) и Profitability Ratios (Ставки доходности).
- Высокие темпы роста продаж (Sales) и показатели рентабельности продаж (Margin) по сравнению с отраслевым значением (Industry и Sector) – хороший знак, указывающий на потенциал.
- Обычно компания смотрится лучше рынка благодаря уникальному продукту, собственной технологии и подходу к работе с клиентом. Показатели хуже рынка говорят, что компания переживает не лучшие времена и испытывает давление конкурентов и/или сменившихся технологий.
Здесь же в Capital Spending (Капитальные затраты) можно узнать, сколько компания инвестирует в бизнес. Чем масштабнее вложения, тем выше (при верной стратегии) их будущий потенциал. Однако здесь важно понять, во что обойдется компании дальнейший рост.
- Выход на новые рынки, увеличение точек продаж, производственных и складских мощностей – все это стоит инвесторам прибыли и при прогнозе отдачи вложений должно приниматься в расчет.
Информацию о планах компании по размеру капитальных затрат (равно как о величине будущей амортизации и количестве акций) можно найти в ее квартальных (10-Q) и годовых (10-K) отчетах. Для объективной оценки полученных данных я их свожу в простую таблицу, оценивая с позиции сильных и слабых сторон, угроз и потенциальных возможностей. По сути, делаю ни что иное, как упрощенный SWOT-анализ. Он мне дает больше наглядности и позволяет легче связать потенциал компании с динамикой ее рынка.
Таким образом, мой способ оценки потенциала компании сводится к трем простым шагам: 1. Определить ее текущую рентабельность. 2. Понять ее бизнес-модель и стратегию продаж. 3. Соотнести ее эффективность в разрезе рынка и решить, каким темпом будет бизнес расти. Ради этой ставки дальнейшего роста (Growh Rate) все, собственно, и затевалось. Она – ключ для расчета стоимости компании и целесообразности покупки ее акций.
Остались вопросы? Хотите закрепить теорию на деле?
- Посмотрите мой практикум “Как читать финансовые отчеты компании?”.
2 комментария. Оставить новый
Оксана, добрый день.Очень интересный блог.Хотелось бы задать пару вопросов :
-Я так понимаю , что портфель состоит только из лонговых позиций по акциям или создаются рыночно-нейтральные стратегии?
– Есть ли диверсификация по брокерам (например:дефолт брокера PFG Best, поддельная отчетность )
Андрей, добрый день.
Моя инвестиционная стратегия заключается в приобретении недооценных акций и применении опционных стратегий. Что касается диверсификации по брокерам, то я ушла от использования разных брокеров ради увеличения ликвидности и снижения затрат на комиссии.
Войдите через социальные сети, чтобы оставить комментарий