Маэстро, подыграйте мне на нервах!
Вы манипулятор? Да? Нет? Ну, конечно же, вы манипулятор. Все мы манипуляторы, причем с пеленок. А что мы должны были делать, потеряв надежду добиться внимания взрослых обычными способами? Но если вы все-таки настаиваете, что вы не манипулируете, значит манипулируют вами. Играете не вы, а вас.
Для манипулятора люди – лишь инструменты, на которых он виртуозно играет, чтобы достичь своих целей. Те, кто попроще и отзывчивей к приемам влияния, похожи на балалайки. У них всего 3 струны: например, страх, самолюбие, жадность. Их легко задеть за живое, потянув за одну из чувствительных струн.
Те, кто устроен сложнее, напоминают многострунные арфы. С арфами примитивные техники не работают. Здесь струн значительно больше, и манипулятор играет на них перебором, чтобы откликнулись индивидуальные струны. Это могут быть независимость, властность, желание быть лучше других, чувствовать свою значимость, компетентность и привлекательность.
То, насколько легко вас задеть, определяет вашу способность противостоять влиянию. Кто вы: звонкая балалайка или переливчатая арфа? Какой из этих щипковых инструментов вам ближе? Сколько нужно щипков, чтобы разбередить ваши струны?
Что такое щипки? Это всевозможные подкалывания, подначивания и поддразнивания. Манипулятор использует их, чтобы найти, за что зацепиться. Щипок всех щипков: “Ну что, слабо?”. Сюда же относятся знакомые нам: “Тебе что больше всех надо?”; “Чем ты лучше других?”; “А я думал, мы друзья”; “Тебе что жалко?”; “Ну что тебе стоит?”; “Этого я от тебя не ожидал” и т.д.
Елена Сидоренко, автор метафор арфы и балалайки, в своей книге “Тренинг влияния и противостояния влиянию” приводит следующие виды щипков:
Прием | Щипок снизу | Щипок сверху |
Поддразнивание | Тебя что, так легко расстроить (задеть, обмануть, заставить подчиниться)?
Как всегда, боишься? |
Я знаю, тебя не так легко расстроить (задеть, обмануть, заставить подчиниться).
И ты боишься? |
Подзадоривание | С этим человеком трудно вести переговоры, тут нужен такт, талант…
Эта вещь слишком дорогая, чтобы ты смог ее купить. |
Только ты с твоим тактом и талантом сможешь вести с этим человеком переговоры.
Эта вещь дорогая, как раз для тебя. |
Арсенал манипулятора также полон универсальных щипков, действующих одновременно сверху и снизу. Такие щипки оставляют человека в недоумении – он не понимает, то ли ему польстили, то ли в чем-то упрекнули. Например:
– Ты что разбогател?
– Вы человек без комплексов…
– Ты единственный, кто не обращает внимания на критику…
На каких ваших струнах играет манипулятор? Как заставляет их вибрировать? Дразня или убаюкивая? Щипая или поглаживая? Кто вы для него: балалайка или арфа? В этом вам предстоит разобраться, чтобы приструнить манипулятора.
Мысль о том, что вы балалайка, хорошо отрезвляет и извлекает из зоны влияния. Прислушайтесь к себе, не дрожит ли внутри струна вашего эго. Возможно, задето ваше самолюбие. А возможно, напротив, оно переливается всеми струнами от комплиментов манипулятора-льстеца.
Глядя на ситуацию со стороны, вы сможете лучше понять, что происходит. Что стоит за призывами к вашей гордости, совести или жалости? Зачем вас хотят привести в боевую готовность или, умаслив, усыпить вашу бдительность? Кому это выгодно?
Манипуляция выгодна лишь одной из сторон, притом, что процесс манипулирования – двусторонний. Вас цепляют – вы цепляетесь. Но когда манипулятору не за что зацепиться, то и влияния не происходит. Ваша лодка пуста. О чем это я? Об одной дзэнской притче, рассказанной Лин-чи:
“Когда я был молод, я мог часами плавать по озеру в своей маленькой лодке. Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Как вдруг другая лодка ударилась о мою. Во мне поднялся гнев!
Я открыл глаза и собирался обругать побеспокоившего меня человека, но увидел, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. Мне оставалось снова закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу.
В ту тихую ночь я подошел к центру внутри себя. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытался обидеть меня и во мне поднимался гнев, я говорил себе: “Эта лодка тоже пуста”.
Что может раскачать вашу лодку? Способны ли вы определить свои тонкие струны так же легко, как это делает манипулятор? Манипулятор идет по следу ваших эмоций и внезапный их всплеск может быть сигналом, что он где-то рядом.
Почувствовав дисбаланс и перепад в настроении, присмотритесь к себе. Самомониторинг повысит вашу осознанность и снизит интенсивность эмоций.
Повторяемость и схожесть эмоций могут предупреждать вас о том, что манипулятор жмет на знакомые кнопки и дергает за старые струны. Прежде чем реагировать на автомате, действуйте осознанно: разорвите привычный шаблон, поступив в ответ так, как меньше всего от вас ожидают. Этим вы озадачите манипулятора и отвлечете его внимание.
Переключение внимания – одна из техник уклонения, помогающая переиграть манипулятора. Вот еще пара приемов уйти от удара и напора давления. Используя их, вы сможете выиграть время, чтобы отстраниться и собраться с мыслями.
1. Тайм-аут
- Отвлечение внимания на бытовую подробность (Ой, что-то в глаз попало; У меня ручка не пишет; Кажется я забыл закрыть машину)
- Физический выход из пространства (Подождите, мне нужно пойти сверить эти данные; Простите, я должен оставить вас на минуту).
- Философский выход из ситуации – риторические вопросы или обобщенные высказывания (Все мы субъективны; Все в мире бренно).
- Попытки отшутиться и шуткой переключить внимание на что-то другое (Не стреляйте в пианиста. Он играет как умеет).
2. Сокращение взаимодействия
- Перенесение разговора на другое время (Простите, сейчас не могу говорить; Давай вернемся к этому через полчаса).
- Установление “графика” взаимодействия (Я могу посвящать этому проекту только 1 час в день / 15 минут каждый вечер).
- Преобразование личной встречи в переписку (Пришлите мне все на e-mail, так будет удобнее работать с цифрами).
Войдите через социальные сети, чтобы оставить комментарий