Быть инвестором значит управлять своим делом. Очевидно, что справедливо и обратное. Управлять своим делом значит быть инвестором. Но сколько предпринимателей относится к своему бизнесу как к инвестиции? Я имею в виду не только вложение сил, денег и времени, но и возврат на эти вложения.
Для многих свой бизнес – это рабочее место, хобби или любимое детище, но явно не инвестиция. И явно не выгодная. А жаль. Вспоминая о прибыли в последнюю очередь, предприниматели сами лишают себя радости бизнес-бытия. Радости заниматься любимым делом, получая достойные деньги.
А что так можно? Да только так и можно. По закону денег и бизнеса. И если с самооценкой на старте может быть туго, то с оценкой бизнеса все должно быть в порядке. Сделка должна быть выгодной с самого начала. Вот он – заглавный принцип инвестора.
До того как ввязаться в бой, вы должны понимать, чего будет стоить эта борьба. И стоит ли она того. Это я о финансовой стороне дела. А именно: о возврате на вложенный капитал (где капитал – ваши деньги, время и силы). Вы должны знать, как и когда окупятся ваши вложения. Инвесторы измеряют это с помощью ROI (Return On Investment).
где:
ROI – финансовый показатель, характеризующий эффективность инвестиций и выраженный в процентах;
Прибыль – доходы, полученные за время владения активом (бизнесом);
Цена приобретения – цена, по которой был приобретен актив (начат бизнес);
Цена продажи – цена, по которой был продан (или может быть продан) актив по окончании срока владения.
В данной формуле зашифрованы два важных принципа инвестирования. Первый из них заключается в том, что выгодным должно быть не только приобретение, но и владение активом. Или как напутствует мудрость Уолл-стрит: “Никогда не вкладывай деньги в то, что нужно кормить или ремонтировать»”.
Второе послание, заключенное здесь, состоит в том, чтобы подсчитывать наличность, а не надежды. Именно к этому призывает инвесторов Уоррен Баффет, расширив до денег жизненный принцип “Лучше синица в руках, чем журавль в небе”.
Для анализа ROI вам понадобится определить норму прибыли, на которую можно рассчитывать. Это обратит вас к тому, с чего начинается бизнес – к продажам и сбыту. И поставит ребром самый главный вопрос: “Сколько ваши клиенты готовы платить за то, что вы им хотите продать”?
“Сколько это стоит?” и “Стоит ли это столько?” – вот два вопроса, которые, не переставая, задает себе разумный инвестор. Еще Бен Грэхем предупреждал о неизбежной угрозе для тех, кто игнорирует здравый смысл:
“Покупайте акции (то же относится к бизнесу и прочим активам), как покупаете овощи, а не так, как покупаете духи. Действительно устрашающие потери происходят с теми акциями, при покупке которых покупатель забыл задать вопрос: “Сколько это стоит?”
Войдите через социальные сети, чтобы оставить комментарий