Проверенный способ загубить свою жизнь – это пытаться всем угодить. И это то, с чем мне пришлось побороться. Отучить себя быть хорошей для всех стоило внутренних сил, но оно того стоило. Потому что я наконец узнала себя и знаете что? Мне понравилось не нравиться. С тех самых пор мне живется легко и редко бывает обидно. Почему? Потому тогда я поняла, что жизнь щедра к тому, кто берет, а не к тому, кто сидит и скромно ждет от нее воздаяния.
К чему я веду? К тому, что “правильным” ребятам живется сложней, чем плохишам, и к “раздаче слонов” они часто не поспевают. Или, как сказал бейсболист Лео Дюроше, “хорошие парни приходят к финишу последними”. Недавно на эту тему на Slon.ru был перевод любопытной статьи Джерри Юзима. Соль ее – в результатах исследований, на которые ссылается автор. О них-то я вам и расскажу.
Социальный психолог Гербен ван Клиф из Нидерландов задался вопросом, может ли привычка вести себя не по правилам и некрасиво приблизить к успеху. Не новость, что власть развращает, и облеченный властью человек чаще других позволяет себе взять последний бутерброд с общей тарелки, чавкать во время еды, перебивать собеседника, плевать на чувства окружающих и приписывать себе чужие достижения. Но верно ли обратное – поможет ли беспардонность обрести власть? Оказалось, что да.
Чтобы выяснить это, исследователи сняли несколько пар роликов, демонстрирующих одинаковые ситуации. Например, мужчина приходит в кафе; в одной версии видео герой ведет себя корректно, вежлив с официантом, аккуратно стряхивает пепел в пепельницу, в другой – он же кладет ноги на стул, общается с работником кафе как с пустым местом, небрежно швыряет сигарету на пол. Участники эксперимента, посмотревшие ролики, посчитали грубого героя более властным, чем его вежливого двойника. В ответ на вопросы они говорили: «Я хотел бы, чтобы этот человек был моим начальником», «Я дал бы ему повышение». То есть люди соглашались сделать грубияна главным.
К еще более поразительным результатам в прошлом году пришел исследователь Даррен Даль. Его наблюдения показали, что для некоторых брендов грубость и заносчивость продавцов по отношению к покупателю может быть причиной роста продаж. (Продажники, берите на карандаш и проверяйте на деле). В ходе эксперимента Даль установил: когда речь идет о премиальных и дорогих товарах, снобизм продавцов не отпугивает клиента, а, наоборот, заставляет его покупать, даже если цена для него слишком высока.
В свою очередь Дональд Хембрик из Университета штата Пенсильвания пришел к выводу, что нарциссизм руководителей зачастую коррелирует с успехом компаний, которые они возглавляют. Его исследование, проведенное в 2007 году, показало, что нарциссы чаще всего встречаются на разных полюсах спектра успеха – являются либо очень успешными, либо наоборот, но не середняками. Из этого, считает Хембрик, можно заключить, что существует такое понятие, как «полезный нарциссизм», а следовательно, быть эгоистом может оказаться полезным.
Конечно, пишет Джерри Юзим, все это не означает, что быть подлецом – хорошая стратегия на все времена. На самом деле у таких «командиров» есть шанс в конце концов быть «пристреленными собственными солдатами». Такое происходит, если лидер не приносит пользы собственной команде; если ведет себя грубо и некрасиво с людьми, с которыми взаимодействует постоянно. Однако автор выделяет три ситуации, в которых «налет сволочизма», скорее всего, сыграет вам на руку. Это работа, а точнее, та ее часть, в которой имеют место одноразовые встречи с людьми, и репутационного бумеранга не предвидится. Это мимолетный момент, когда группа уже сформировалась, но иерархии в ней еще нет – скажем, первый день в университете. И, наконец, ситуация, когда речь идет о жизни или смерти команды и требуются быстрые решения.
Войдите через социальные сети, чтобы оставить комментарий