Если у Вас кожа толщиной в четыре пальца и железные нервы – значит, Вы в продажах уже давно. Но даже железные нервы подвержены ржавчине (читай, стрессу). И какие бы чудеса стрессоустойчивости Вы не проявляли, напряжение имеет свойство накапливаться. К сожалению, далеко не все продавцы умело справляются с влиянием стресса и эмоциональным выгоранием на работе.
Клиент всегда прав, даже когда он не прав, и он это знает не хуже Вашего, а потому может себе позволить топотать и выкрутасничать. Если же Вам не удается абстрагироваться, то ждите готового – вихрь эмоций закружит и Вас, с тем лишь отличием, что внешне Вам придется сохранять невозмутимое спокойствие.
Процедура эта крайне энергозатратная и требующая дальнейшего вмешательства, ведь осевшее в Вас раздражение никуда не исчезает. Рано или поздно подавленный гнев, как черт из табакерки, вырвется наружу, причем, в самый неподходящий момент. Стоит ли доводить до предела?
Советы вроде “выдeрни шнур – выдaви стeклo” работают только на физическом уровне и дают лишь временный эффект. Для того, чтобы освободиться от отрицательной энергии, важно проработать стрессовую ситуацию на сознательном уровне. А потому предлагаю Вам две простые техники избавления от раздражения и гнева, позволяющие разрешить внутренний конфликт, пересмотреть отношение к проблеме и предотвратить повторение подобной реакции.
Диалог с пустым стулом
Возьмите стул и поставьте его перед собой. Мысленно посадите на него клиента, общение с которым вызвало у Вас негатив. Если Вы общались с заказчиком только по телефону и не знаете, как он выглядит, представьте его воображаемый образ.
Посмотрите на своего обидчика, что Вы чувствуете по отношению к нему? Вспомните все детали произошедшего конфликта и сопровождающие его эмоции. Выскажите сидящему перед Вами заказчику все, что Вы испытываете, и все, что Вы о нем думаете. Важно не столько упрекать и поносить клиента, сколько говорить о том, какие чувства Вы переживаете.
Старайтесь использовать не “ты-высказывания” (например, “ты -хам”), а “я-высказывания” (например, “я возмущен”, “меня бесит”). Важно, чтобы выговаривая, Вы находились в том же состоянии, что и во время конфликта, тогда, иссякнув, Вы придете в равновесие, а клиент не будет вызывать у Вас прежних эмоций.
Данный прием может показаться Вам нелепым (немного странно общаться с пустым стулом, не так ли?). Согласна, глупее не придумаешь, возможно, поэтому он так хорошо и работает.
Может случиться и так, что Вам будет трудно начать говорить. Возможно, Вы будете чувствовать боль, страх или смущение. Важно осознать то, что не дает Вам высказываться, и произнести это вслух. Например, если Вам больно, то так и скажите: “Мне больно об этом говорить…”
Еще один стопор может быть связан с тем, что Вы начнете оценивать, как все это выглядит со стороны, вместо того, чтобы сконцентрироваться на своих переживаниях. В данном случае включение разума вряд ли необходимо, ведь Вы работаете с чувствами.
Ретроспектива
Найдите спокойное место, где Вас никто не отвлечет в течение 5 минут. Сядьте, закройте глаза и полностью расслабьтесь. Мысленно вернитесь в ситуацию, которая вызвала у Вас негативные эмоции, вспомните все детали обстановки, посмотрите на себя и на клиента (если Вы общались с ним лично) со стороны.
Начните медленно просматривать весь диалог с заказчиком. Сделайте вдох, представляя, что, вдыхая, Вы забираете свою энергию. Ощутите, как энергия наполняет Вас изнутри, сделайте секундную паузу. Далее спокойно и без усилий выдыхайте, представляя, что на выходе Вы освобождаетесь от отрицательной энергии.
Продолжайте проматывать в воображении всю ситуацию и дышать так же и с той же установкой (“забираю – отдаю”). Не торопясь, повторите 4-5 пар вдохов и выходов. Это упражнение позволит Вам вернуть свою энергию, освободиться от чужой энергии и обрести равновесие.
Войдите через социальные сети, чтобы оставить комментарий