Мультипликатор Цена/Объем продаж (Price/Sales Ratio, P/S) оценивает компанию по объему продаж и дает представление о том, сколько инвестор платит за $1 ее выручки. Рассчитывается данный показатель как:
- P/S = Рыночная стоимость компании/Объем продаж
- P/S = Market Сapitalization/Sales (Revenue)
Мультипликатор P/S получил широкое распространение за счет своей простоты. Однако более точным для такой оценки считается мультипликатор EV/S (Enterprise Value/Sales), соотносящий стоимость компании с ее выручкой от продаж. Это связано с тем, что Enterprise Value учитывает тот факт, что выручка компании служит источником доходов как для акционеров, так и для кредиторов.
Что касается применения данного коэффициента, то есть мнение, что мультипликатор P/S больше подходит для оценки сервисных компаний, например, телекоммуникационных, в то время как коэффициент Р/Е является универсальным и может применяться для оценки компаний из любой отрасли. Такой точки зрения, в частности, придерживается автор книги «Инвестиционная оценка» Асват Дамодаран.
Как оценивать мультипликатор P/S?
Показатель P/S хорошо подходит для оценки компаний крупной капитализации и хуже – для компаний сферы услуг, например, банков, страховых компаний, так как они не имеют объема продаж в прямом смысле этого слова.
- Значение показателя P/S < 2 можно считать нормой.
- Чем ниже P/S, тем лучше, и тем меньше инвестор платит за каждый доллар, получаемый компанией с продаж.
- Значение P/S < 1 говорит о возможности купить этот доллар продаж со скидкой.
Так, если объем продаж компании составляет $1 млрд., а ее рыночная стоимость оценивается в $900 млн., то P/S = 0,9. И приобретая акции такой компании, инвестор покупает $1 продаж за $0,9. При условии, что другие показатели компании в норме, это можно считать выгодной сделкой.
Однако инвестору следует помнить, что прошлая выручка не гарантирует будущей прибыли. У компании с низким P/S должна быть стратегия роста продаж и увеличения прибыли.
Преимущества мультипликатора P/S
Ключевое преимущество мультипликатора P/S заключается в том, что он, в отличие от коэффициента Р/Е, может быть рассчитан для всех публичных компаний.
Потому как выручка не может быть отрицательной. Чего не скажешь о чистой прибыли, используемой для расчета Р/Е. И в случае, когда оцениваемая компания или ее аналоги несут убытки, мультипликатор P/S незаменим.
Другим позитивным моментом является то, что колебания выручки меньше, чем прибыли, и показателем объемом продаж сложней манипулировать, чем чистой прибылью. В результате P/S позволяет объективно соотносить различные компании, не зависимо от применяемых ими методов бухгалтерского учета.
Однако при всех достоинствах коэффициента P/S важно учитывать, что объем продаж — лишь один из факторов, влияющих на прибыль. А компании с одинаковыми продажами могут иметь совершенно разную прибыльность, и в результате будут стоить по-разному. Потому как именно прибыль, а не выручка определяет стоимость актива на рынке.
Остались вопросы? Хотите закрепить теорию на деле? Посмотрите мои онлайн-практикумы и начинайте прямо сейчас.