Гудвилл (Goodwill) – это превышение стоимости приобретения компании над суммарной рыночной стоимостью ее чистых активов. Другими словами, гудвилл представляет собой плату за все преимущества приобретаемой компании как единого целого. Гудвилл возникает в процессе продажи/покупки компании и отражается только в балансе покупателя.
- Иногда английское слово “goodwill” в финансовой отчетности переводят как «деловая репутация», но это некорректный перевод, не отражающий сути понятия.
Как актив гудвилл невозможно продать, и в случае банкротства компании он просто исчезнет. В отличие от прочих материальных активов гудвилл не амортизируется*, а ежегодно переоценивается. Компания не может увеличить гудвилл и тем самым показать дополнительную прибыль. В случае обесценения гудвилла компании списывает возникшую разницу в убыток, сокращая тем самым чистую прибыль.
При том, что списание гудвилла не влияет на денежные потоки компании, при анализе финансовой отчетности – это потенциальный «красный флаг». Так как списание гудвилла показывает, что когда-то менеджеры приняли неверное решение и, возможно, переплатили за приобретаемые компании. Для инвестора это сигнал обратить более тщательное внимание на стоимость акций компании.
* Амортизация гудвилла была отменена в US GAAP в 2001 году, а взамен принят принцип периодической переоценки гудвилла (в правилах МСФО этот принцип стали применять гораздо раньше).