Сторонники фундаментального анализа занимаются изучением причин изменения цен на фондовом рынке. Они рассматривают цену акции как приведенную стоимость будущих прибылей, а сам анализ – как способ определить величину такой прибыли с учетом процентных ставок и премии за риск.
Для этого изучается влияние экономических, геополитических факторов на отрасль в целом и компанию в отдельности. Для инвестора такой подход наиболее ценен, т. к. предполагает проведение анализа на трех разных уровнях: 1. Экономики. 2. Отрасли. 3. Компании.
1. Анализ экономики
Цену на любой актив определяет спрос, а спрос невозможен без доступности денег. В связи с чем фундаментальный анализ начинается не с изучения финансовой отчетности, а с оценки текущих условий на рынке и в экономике. Если на рынке существует проблема с ликвидностью, то никакая, даже самая привлекательная бумага, не будет расти.
Анализ экономических индикаторов дает инвестору представление о том, насколько сложившаяся ситуация благоприятна для вложений. Такие факторы как инфляция, конкуренция, политический и экономические кризисы не зависят от фондового рынка, но во многом определяют его поведение. На рынке акций инвестор прежде всего должен следить за изменением показателей:
- темпа роста валового национального продукта (ВНП);
- уровня и объема накоплений пенсионных фондов и людей;
- темпа инфляции и ожидаемого инфляционного давления;
- прибылей корпораций;
но использовать их не для предсказания движения рынка, а для проверки подтверждения тенденции его направления. Так, если рынок растет, и экономические данные подтверждают стабильное развитие экономики, то можно говорить о “здоровом” рынке и ожидать продолжения роста.
Кроме этого, учет внешних факторов повышает реалистичность оценки и снижает погрешность прогнозов. Так, если компания в период инфляции на уровне 7% показывает рост продаж на 5% в год, то она не только не наращивает прибыль, но даже не поспевает за темпом инфляции.
- Аналитики изучают десятки различных экономических индикаторов – влияние основных из них приведено здесь.
2. Анализ отрасли
У каждой отрасли – свой потенциал роста и прибыльности. Сравнение отраслей между собой позволяет инвестору выявить происходящие изменения, оценить их влияние и найти привлекательный для вложений сегмент даже в условиях экономических спадов.
Эффективность отрасли определяют такие факторы, как:
- Жизненный цикл отрасли и стадия ее развития: зарождение, бурный рост, зрелость, упадок, выход из кризиса.
- Тип отраслевого рынка: олигополия, монополия, свободная конкуренция. Порог входа на рынок. Емкость рынка, потенциал его роста и степень насыщения.
- Степень регулирования отрасли; зависимость от политической, экономической ситуации и смены технологий.
- Зависимость отрасли от уровня деловой активности (цикличность). Наиболее чувствительны к экономическим циклам компании, производящие товары длительного потребления, сырье и промышленное оборудование.
- Тенденции в поведении потребителя и их изменение. Эластичность спроса и наличие товаров-заменителей.
Простым и наглядным способом спрогнозировать вероятный сценарий развития отрасли может оказаться SWOT-анализ, предполагающий оценку:
- внутренней среды: сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон;
- внешней среды: потенциальных возможностей (Opportunities) и угроз (Threats).
Макроэкономические факторы (темп роста промышленного производства, инфляция, разрыв в доходности между долгосрочными и краткосрочными заимствованиями и пр.) оказывают различное воздействие на инвестиционную привлекательность компаний различных отраслей.
Коммунальное хозяйство и электроэнергетика относительно нечувствительны к макроэкономическому влиянию, и финансовые активы этих компаний слабо реагируют на инфляционные прогнозы.
Акции компаний химической и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения очень чувствительны к подвижкам в макросреде. Банки, другие сферы финансовой деятельности сильно зависят от динамики инфляции.
3. Анализ кампании
Изучение финансово-хозяйственного положения компании эмитента – центральная часть фундаментального анализа. На этом этапе анализируется финансовая ситуация в компании, ее позиционирование на рынке, стратегия развития и потенциал будущего роста.
На основании данных бухгалтерской отчетности и ценовых мультипликаторов инвестор рассчитывает текущую стоимость бизнеса, определяет фундаментальную стоимость акций и сравнивает ее с текущей рыночной ценой. Если полученная внутренняя стоимость акции меньше текущего рыночного курса, акции считаются переоцененными, а если больше – недооцененными.