Под стоимостью бизнеса понимается инвестиционная или внутренняя оценка будущих денежных выгод владельцев капитала с учетом риска их вложений. Традиционно стоимость бизнеса определяется как приведенная к выбранному моменту времени оценка будущих денежных потоков, доступных владельцам капитала компании на рассматриваемом временном горизонте.
При этом используется метод дисконтированных денежных потоков (Discounted Cash Flow, DCF), в основе метода которого лежат концепции временной стоимости денег и связи риска с доходностью:
- Стоимость денег сегодня = Деньги в будущем / (1 + Ставка процента)^период вложений
Рыночная стоимость (Market Value) – обобщенный термин, альтернативный бухгалтерскому (учетному) взглядe на компанию.
Стоимость может рассматриваться с позиции выгод владельцев только собственного капитала, тогда возникает термин “акционерная рыночная стоимость”. Если учитываются интересы финансовых и нефинансовых заинтересованных лиц, то правильнее говорить о стейкхолдерской стоимости.
Для обозначения текущей оценки выгод всех финансовых владельцев капитала (собственного и заемного) часто используется термин “рыночная стоимость корпорации” (Value of Firm).
Акцентирование на выгодах, получаемых отдельными заинтересованными лицами, привело к возникновению понятия справедливой рыночной стоимости (Fair Market Value). Следующие термины уточняют понятие справедливой стоимости для конкретных групп заинтересованных лиц:
Фундаментальная стоимость (Fundamental Value) – расчетная оценка, отражающая выгоды владения активами и всем капиталом компании (собственным и заемным) для обезличенного рыночного инвестора. Как правило, эта оценка формируется на базе общедоступной на рынке информации.
Инвестиционная стоимость – расчетная оценка выгод, которая делается под конкретного инвестора на основе доступной для него информации (часто скрытой от широкого доступа). Расчет производится на базе прогнозов денежных выгод покупателя и оценке его инвестиционных рисков.
Внутренняя стоимость (Intrinsic Value) – расчетная оценка выгод существующего собственника компании, которая делается на основе всей имеющейся информации, т.е. с учетом влияния фундаментальных и нефундаментальных факторов создания выгод (стоимости).
По материалам книги Тепловой Т.В. “Корпоративные финансы”